Студент Иосиф Игин не сомневался в своём предназначении: он станет портретистом. И уже довольно скоро. А общежитие, скромная стипендия и рваные башмаки - ерунда в сравнении с грядущей мировой революцией. Да и события более скромного масштаба скрашивают жизнь: вот, например, афиша: "Экс-чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка. Сеанс одновременной игры". Как не зайти, не посмотреть на мировую знаменитость?!
В большом зале столы в виде буквы П, а внутри буквы расхаживает Капабланка. Пластичные жесты балерины... Молодой художник выхватил блокнот. Портрет - некогда, может, ШАРЖ?
После сеанса к художнику подошёл директор Дома печати - устроитель мероприятия. Попросил показать рисунок. Тут же предложил за него пятьдесят рублей. Студент почувствовал себя миллионером!
Тут же - в ближайший ресторан. И в ресторане директор его догнал:
- Не согласитесь ли рисовать шаржи на актёров, выступающих в нашем Доме?
Тут же снял для нового работника номер в гостинице - обеспечил условиями для работы.
Эта судьбоносная "встреча с Капабланкой" произошла осенью 1934 года на Фонтанке.
Оглядываясь на пройденный путь много лет спустя, Иосиф Ильич сам удивлялся, что благодаря "несерьёзному" жанру перезнакомился со столькими замечательными людьми!
Вот Юрий Олеша предаётся невесёлым размышлениям о жизни. А глаза у него, оказывается, синие. Никто не замечал, все видели только, что грустные?!
Качалов с папироской неспроста: увидел, что художник волнуется и, чтобы разрядить атмосферу, попросил у него закурить. Папиросы у Иосифа были самые дешёвые, но Качалов взял, как кубинскую сигару! Закурили вместе - и разговор завязался:
Вертинский. "Старая крючконосая птица" с говорящими руками. Театр одного актёра.
Такой свой, такой родной Утёсов! У каждого в зале рождалось ощущение, что Леонид Осипович поёт персонально для него:
Однако рисунок ему чем-то не понравился. Заметил: "Когда видишь шарж на себя - это как впервые услышать свой голос, записанный на граммофонную пластинку. Совершенно не похоже на то, чего ожидаешь".
- Интересно... и как вам показался ваш голос?
- Я был о нём лучшего мнения!
Вообще едва ли не с каждым рисунком связана история. Нередко - забавная. Совершенно неисчерпаемая "модель" - Михаил Светлов. Друг.
А если человеку всю жизнь досадно, что его воспринимают "не так"? Чуковский, прежде чем позировать Игину, разложил перед ним целую папку рисунков разных художников. Собрал шаржи на себя!
На каждом - букашки-таракашки-мухи-крокодил-самовар...
- Видите, что делается?! Никто не скажет, что Чуковский издавал журнал, редактировал книги, написал двадцать томов комментариев к Некрасову, книги о Репине, Алексее Толстом, Андрееве, Горьком, множество статей о русском языке... Перевёл Твена, Свифта, Конан-Дойля, Уитмена...
Художник посочувствовал. И поклялся себе нарисовать серьёзного Чуковского. Перепортил кучу бумаги - никак! Не похож!
И когда вконец отчаялся, рука машинально нарисовала:
И Маршак ничуть не серьёзнее. Тоже переводчик...
Михалков!
Райкин!
Стругацкие!
Расул Гамзатов - Солнце Кавказа!
Первый и второй богатыри узнаваемы, а на третье место претендентов слишком много.
А себя когда-нибудь рисовал? Найти не удалось. Только фотографии.
Если бы не случай - стал бы портретистом. Возможно, талантливым. А получилось - уникальным!
Но ведь "случайность - это неосознанная закономерность", не так ли?