Я иногда вспоминаю, как снимала на плёнку, и понимаю, что тогда кадров, которые мне нравились, получалось больше. Просто элементарный выход на улицу с любимым Зенитом и новеньким (стареньким) объективом для теста давал куда более лучший результат, чем подобные прогулки сейчас.
В плёнке есть своя магия. И она заключается именно в том моменте, который был и который запечатлели. Он остался в корпусе камеры. На него нельзя тут же взглянуть и как-то переделать. Как есть - так и будет. Возможно, именно это ограничение (а ещё и малое количество кадров) включают критическое мышление или просто повышают адреналин в крови, который мобилизует, фокусирует внимание и не даёт расслабиться.
Кстати, понятие ограниченности плёночных кадров я познала на опыте. Нет, я не глупая и наивная, понимала, что 24 кадра - это 24 кадра. Плюс 1-2, в зависимости от того, как зарядила пленку. Но вот чем чреват безрассудный расход пленки на сомнительные сюжеты - запомнила раз и навсегда. А дело было так.
Мой родной Лисичанск стоит на возвышенности, поэтому с определенных улиц открываются невероятные виды: соседние города, леса, поляны. Немного ниже моего дома есть улица, которая проходит мимо балки, местные называли её Дурная балка или Дурной яр (яр - это балка по-украински). Балка довольно глубокая, так что если стоять на одной её стороне (вершине склона), противоположная выглядит, как холм. Первый раз я увидела её красоту, стоя на этой улице, весной, когда деревья уже начали зеленеть, а трава была сочно салатовая. Можете себе представить: вы стоите на вершине, впереди открывается вид на салатовые холмы (почти как альпийские луга), вдали равнина с городом и лесами. Вся эта красота мне увиделась в солнечный день с чистым голубым небом. Такие виды точно понравились бы Толкиену. Вот именно в этот момент я захотела побывать на тех самых холмах - склонах балки.
Спустя 2 года, уже будучи студентом-фотографом, я туда добралась. Естественно, с фотоаппаратом, так как понимала, какие виды могу там запечатлеть. Я опущу то, что пейзаж тогда мне давался очень сложно и что ошибочно предполагала его съёмку только на один вид объективов - широкоугольный. Это я к тому, что ничего путного там снять так и не удалось, хоть я бредила этими склонами долго. В итоге я сделала несколько "пейзажных" снимков, увидела красивые жёлтые первоцветы - и полчаса пыталась их запечатлеть. Решив, что я наснимала достаточно, уселась на склон просто полюбоваться видами. Когда я ещё смогу сюда добраться? Звучит смешно - это место в тридцати минутах ходьбы от моего дома, но больше туда я так и не попала.
Вот и дошли мы до кульминации истории. Насмотревшись красоты, я решила возвращаться домой. Напоследок решила ещё раз окинуть взглядом местность, повернула голову направо и увидела на фоне яркого синего неба сочные салатовые холмы, как альпийские луга, на их вершинах зелёные деревья, и из этих деревьев выходит БЕЛЫЙ КОНЬ. Настоящий, красивый, полностью белый конь. Нас разделяет балка - я на одном склоне, он на другом. Доли секунды мне хватило сообразить расчехлить фотоаппарат, сфокусироваться, провернуть рычаг взвода затвора (он же проматывал пленку на один кадр) и... понять, что плёнка закончилась...
Да, на тех самых никому не нужных первоцветах с летающими вокруг них пчёлками. Белый конь на противоположном склоне продолжал щипать траву, а я стояла и пыталась заглушить слёзы. Я была поражена сказочностью момента и одновременно своей безрассудностью. С тех пор ценность плёночного кадра для меня возросла. Но с приходом с мою жизнь цифровой фотографии во мне снова появилась эта безрассудность. И дело даже не в том, что количество кадров сейчас почти бесконечное, а в том, что с его появлением пропал тот самый адреналин. Больше нет внутренней мобилизации, нет обострённого внимания к окружающим событиям.
Я честно пробовала не смотреть на дисплей сразу после экспонирования (слышала однажды такой совет), но мне это не помогло. Кажется, что мой мозг не обманешь. Поэтому я часто ностальгирую и хочу снова взять в руки свой любимый Зенит, пройтись с ним, как в старые добрые...
P.S. У мужа на телефоне случайно увидела фото одной из Лисичанской балки (не той, на которой я была). Обрадовалась, что могу хоть как-то проиллюстрировать историю. Рассказала о ней мужу, а он прокомментировал просто:
- Тебе никто не поверит.