Если вдруг у вас есть дети, или может быть в молодости вы много ездили на трамваях или троллейбусах, то вы должны немедленно зайти в музей городского электрического транспорта на Среднем проспекте ВО. Лично убедился в этом в прошлые выходные.
Музей расположился в трамвайном депо, не в абы каком депо, а в самом первом трамвайном депо в Петербурге, основанным в 1907 году. Билет для взрослого стоит 450 ₽, ребëнок до 6 лет запускается даром, от 6 лет - за 240 ₽. Есть дополнительная опция - катание на раритетном трамвае по территории депо за отдельную плату.
Все экспонаты находятся в помещении, так что на улице можно не задерживаться, то что надо для питерской погоды. Касса находится тоже внутри помещения, пока стоишь в очереди можно уже начать любоваться экспонатами за бесплатно. Явная недоработка, пока билет не купил нечего пялиться.
Наконец-то билет куплен, и можно обозревать экспонаты. Кстати, посетителей собирают в группы и выдают экскурсовода. Рассказывают много интересного про электротранспорт, познавательно. Можно и самостоятельно всё осмотреть, без участия в экскурсии.
Рядом с кассой расположились первый Петербургский трамвай и первый Ленинградский троллейбус. Трамвай под названием Brush (щётка?) был в количестве 200 штук закуплен у англицкой фирмы. 1 штука стоила 5000 рублей серебром, не знаю сколько это по нынешним расценкам, но уверен - до черта. Интересно, не было ли коррупционной составляющей? Троллейбус появился сильно позднее, в 1936 году уже в Ленинграде. Назывался он ЯТБ-1, выпускался в Ярославле на местном автозаводе, ныне моторном. К сожалению, первый трамвай - это реплика, в отличии от троллейбуса, которого нашли у кого-то в огороде и восстановили до рабочего состояния.
Следующая веха в развитии трамвая связана с вагонами МС, выпускавшимися на заводе "Красный Путиловец", сейчас Кировский. В музее их несколько штук. МС расшифровывается "Моторный Стальной". Трамваи этой модели были настолько крепки, что проработали на линии больше 40 лет. С 1927 по 1968 года. Говорят, их до сих пор используют в трампарках как тягач!
Есть тут и реплика Конки. Конка - это лошадиный трамвай, вагон ездил по рельсам, используя настоящие конские силы. Ездило всё это не быстро. Переезд мостов был проблемой, двум лошадкам не хватало мощности вытянуть вагон, поэтому у мостов дежурили дополнительные лошади. На особо крутых мостах пассажиров просили выйти, а иногда и подтолкнуть.
От Конки перепрыгнем в 30-е года ХХ века. В 1933 году появляется новая модель трамвая ЛМ-33, более известная как "Американка". Это ответ на увеличившийся пассажиропоток. Просторные вагоны на четырёх осях с тремя дверями, созданные с опорой на передовой американский опыт. Удачная модель продержалась на линии 46 лет!
Первая послевоенная модель получила изящное прозвище "Слон". По одной версии из-за цвета слоновой кости, в который его красили, по другой из-за немалого веса. Это был первый цельнометаллический трамвай в Ленинграде. Запуск на линию в 1947 году. "Американка" и "Слон" стоят рядом, каждый сцеплен с прицепным вагоном.
Следующая модель дебютировала через десять лет, это вагон ЛМ-57 "Стиляга". К сожалению, увидеть его сейчас нельзя, он в ремонте. Важно отметить, что это первый трамвай с отоплением салона!
Зато присутствует вагон ЛМ-68 по прозвищу "Аквариум". Назван он так из-за большой площади остекления, дополнительные окошки размещены в скатах крыши. Говорят, что жёсткость кузова была не достаточна, и в дождь, который в Питере весьма не редок, пассажиры оказывались натурально в аквариуме, трамвай протекал. Особо толковые ездили с зонтами.
Модель быстро модернизировали, обновлённая версия, появившаяся в 73-м, лишилась потолочных окон, но зато получила букву "М" в индексе. В этот трамвай я залез с особой теплотой, это трамвай из моего детства. Любимое моё место было у заднего окна, там был самый лучший обзор, и не важно что назад.
По соседству с ЛМ-68М стоит, на первый взгляд, такой же трамвай, только другого цвета. Но на второй взгляд, это что-то с чем-то! Называется оно ЛВС-89. Это трехсекционный восьмиосный вагон! К сожалению, из-за развала Союза, выпущен был в единственном экземпляре. Немедленно забрался внутрь, салон просто бесконечный!
Есть тут и грузовой трамвай, такой же как в фильме Балабанова "Брат".
Но больше всего поразил трамвайный самоходный кран! Во-первых, да такое бывает. Во-вторых, год постройки 1927. В-третьих, год окончания эксплуатации 2012!! Использовался кран всё это время по назначению в службе ремонта пути.
Троллейбусы стоят отдельным рядком. За ЯТБ-1 стоит ЯТБ-2. Модель улучшенная с оглядкой на опыт эксплуатации предшественника. Как и старший брат, был найден в огороде. И, соответственно, также был восстановлен до ходового состояния.
Следом стоит уже послевоенная машина, МТБ-82. Вы будете смеяться, но его тоже нашли в огороде, где списанный троллейбус работал сараем. Сейчас это тоже движимость.
Завершает экспозицию рогатых ЗиУ-5, тот самый троллейбус из фильма "Берегись Автомобиля", на котором Люба отчаянно преследовала 21ую "Волгу" Юры Деточкина. В отличии от более старых коллег сараем не подрабатывал.
Касательно троллейбусов есть нюанс, внутрь запускают только в теплое время года. В марте они ещё закрыты.
В музее много различных плакатов, макетов и других предметов из разных эпох. Часть помещения отдана под реставрационную мастерскую. Туда не пускают. Можно посмотреть из-за жёлтого заборчика. Также там стоят несколько экземпляров колëсной техники.
Музей не самый большой, надеюсь когда-нибудь он увеличится, говорят, в запасниках хранится ещё много всякого.
Для детей есть макеты трамвайных кабин с возможностью повключать свет и позвонить в звонок. В некоторых трамваях есть звонки, в которые можно адски звонить, распугивая остальных посетителей. Детям нравится.
Будет свободных пару часов, зайдите в музей. Музей зело хороший!
Ну и напоследок, особо отмечу, 20 мая 2023 года должен пройти очередной, уже восьмой, Парад Ретро-Транспорта, куда часть экспонатов из музея приедет своим ходом.
Ссылка на сайт музея: https://getmuseum.ru/
Ссылка на сайт ретро парада: https://www.retroparade.ru/
Спасибо за внимание.