Найти в Дзене

Музей Трамваев и Троллейбусов

Если вдруг у вас есть дети, или может быть в молодости вы много ездили на трамваях или троллейбусах, то вы должны немедленно зайти в музей городского электрического транспорта на Среднем проспекте ВО. Лично убедился в этом в прошлые выходные.

Музей расположился в трамвайном депо, не в абы каком депо, а в самом первом трамвайном депо в Петербурге, основанным в 1907 году. Билет для взрослого стоит 450 ₽, ребëнок до 6 лет запускается даром, от 6 лет - за 240 ₽. Есть дополнительная опция - катание на раритетном трамвае по территории депо за отдельную плату.

Все экспонаты находятся в помещении, так что на улице можно не задерживаться, то что надо для питерской погоды. Касса находится тоже внутри помещения, пока стоишь в очереди можно уже начать любоваться экспонатами за бесплатно. Явная недоработка, пока билет не купил нечего пялиться.

Наконец-то билет куплен, и можно обозревать экспонаты. Кстати, посетителей собирают в группы и выдают экскурсовода. Рассказывают много интересного про электротранспорт, познавательно. Можно и самостоятельно всё осмотреть, без участия в экскурсии.

ЯТБ-1, Brush и три МС
ЯТБ-1, Brush и три МС

Рядом с кассой расположились первый Петербургский трамвай и первый Ленинградский троллейбус. Трамвай под названием Brush (щётка?) был в количестве 200 штук закуплен у англицкой фирмы. 1 штука стоила 5000 рублей серебром, не знаю сколько это по нынешним расценкам, но уверен - до черта. Интересно, не было ли коррупционной составляющей? Троллейбус появился сильно позднее, в 1936 году уже в Ленинграде. Назывался он ЯТБ-1, выпускался в Ярославле на местном автозаводе, ныне моторном. К сожалению, первый трамвай - это реплика, в отличии от троллейбуса, которого нашли у кого-то в огороде и восстановили до рабочего состояния.

Первый троллейбус и первый трамвай
Первый троллейбус и первый трамвай

Следующая веха в развитии трамвая связана с вагонами МС, выпускавшимися на заводе "Красный Путиловец", сейчас Кировский. В музее их несколько штук. МС расшифровывается "Моторный Стальной". Трамваи этой модели были настолько крепки, что проработали на линии больше 40 лет. С 1927 по 1968 года. Говорят, их до сих пор используют в трампарках как тягач!

МС-1
МС-1

Есть тут и реплика Конки. Конка - это лошадиный трамвай, вагон ездил по рельсам, используя настоящие конские силы. Ездило всё это не быстро. Переезд мостов был проблемой, двум лошадкам не хватало мощности вытянуть вагон, поэтому у мостов дежурили дополнительные лошади. На особо крутых мостах пассажиров просили выйти, а иногда и подтолкнуть.

Вагон Конки. Лошади не сохранились.
Вагон Конки. Лошади не сохранились.

От Конки перепрыгнем в 30-е года ХХ века. В 1933 году появляется новая модель трамвая ЛМ-33, более известная как "Американка". Это ответ на увеличившийся пассажиропоток. Просторные вагоны на четырёх осях с тремя дверями, созданные с опорой на передовой американский опыт. Удачная модель продержалась на линии 46 лет!

Первая послевоенная модель получила изящное прозвище "Слон". По одной версии из-за цвета слоновой кости, в который его красили, по другой из-за немалого веса. Это был первый цельнометаллический трамвай в Ленинграде. Запуск на линию в 1947 году. "Американка" и "Слон" стоят рядом, каждый сцеплен с прицепным вагоном.

"Американка" и "Слон"
"Американка" и "Слон"

Следующая модель дебютировала через десять лет, это вагон ЛМ-57 "Стиляга". К сожалению, увидеть его сейчас нельзя, он в ремонте. Важно отметить, что это первый трамвай с отоплением салона!

Зато присутствует вагон ЛМ-68 по прозвищу "Аквариум". Назван он так из-за большой площади остекления, дополнительные окошки размещены в скатах крыши. Говорят, что жёсткость кузова была не достаточна, и в дождь, который в Питере весьма не редок, пассажиры оказывались натурально в аквариуме, трамвай протекал. Особо толковые ездили с зонтами.

Внутри "Аквариума"
Внутри "Аквариума"

Модель быстро модернизировали, обновлённая версия, появившаяся в 73-м, лишилась потолочных окон, но зато получила букву "М" в индексе. В этот трамвай я залез с особой теплотой, это трамвай из моего детства. Любимое моё место было у заднего окна, там был самый лучший обзор, и не важно что назад.

ЛМ-68М, он же "Машка". Трамвай из детства
ЛМ-68М, он же "Машка". Трамвай из детства

По соседству с ЛМ-68М стоит, на первый взгляд, такой же трамвай, только другого цвета. Но на второй взгляд, это что-то с чем-то! Называется оно ЛВС-89. Это трехсекционный восьмиосный вагон! К сожалению, из-за развала Союза, выпущен был в единственном экземпляре. Немедленно забрался внутрь, салон просто бесконечный!

ЛВС-89. Снаружи.
ЛВС-89. Снаружи.
ЛВС-89. Внутри.
ЛВС-89. Внутри.

Есть тут и грузовой трамвай, такой же как в фильме Балабанова "Брат".

На таком Данила Багров от братков уходил.
На таком Данила Багров от братков уходил.

Но больше всего поразил трамвайный самоходный кран! Во-первых, да такое бывает. Во-вторых, год постройки 1927. В-третьих, год окончания эксплуатации 2012!! Использовался кран всё это время по назначению в службе ремонта пути.

Эпичный трамвайный кран.
Эпичный трамвайный кран.

Троллейбусы стоят отдельным рядком. За ЯТБ-1 стоит ЯТБ-2. Модель улучшенная с оглядкой на опыт эксплуатации предшественника. Как и старший брат, был найден в огороде. И, соответственно, также был восстановлен до ходового состояния.

ЯТБ-1
ЯТБ-1
ЯТБ-2
ЯТБ-2

Следом стоит уже послевоенная машина, МТБ-82. Вы будете смеяться, но его тоже нашли в огороде, где списанный троллейбус работал сараем. Сейчас это тоже движимость.

МТБ-82
МТБ-82

Завершает экспозицию рогатых ЗиУ-5, тот самый троллейбус из фильма "Берегись Автомобиля", на котором Люба отчаянно преследовала 21ую "Волгу" Юры Деточкина. В отличии от более старых коллег сараем не подрабатывал.

ЗиУ-5
ЗиУ-5

Касательно троллейбусов есть нюанс, внутрь запускают только в теплое время года. В марте они ещё закрыты.

В музее много различных плакатов, макетов и других предметов из разных эпох. Часть помещения отдана под реставрационную мастерскую. Туда не пускают. Можно посмотреть из-за жёлтого заборчика. Также там стоят несколько экземпляров колëсной техники.

Слева КТГ, троллейбус с ДВС. В центре что-то из ЗиС-5 и ГАЗ-63. Справа ЗиЛ-130.
Слева КТГ, троллейбус с ДВС. В центре что-то из ЗиС-5 и ГАЗ-63. Справа ЗиЛ-130.

Музей не самый большой, надеюсь когда-нибудь он увеличится, говорят, в запасниках хранится ещё много всякого.

20-й маршрут действует и сейчас, только немного изменëный.
20-й маршрут действует и сейчас, только немного изменëный.
Ещё немного крана...
Ещё немного крана...
и грузовика.
и грузовика.

Для детей есть макеты трамвайных кабин с возможностью повключать свет и позвонить в звонок. В некоторых трамваях есть звонки, в которые можно адски звонить, распугивая остальных посетителей. Детям нравится.

Будет свободных пару часов, зайдите в музей. Музей зело хороший!

Ну и напоследок, особо отмечу, 20 мая 2023 года должен пройти очередной, уже восьмой, Парад Ретро-Транспорта, куда часть экспонатов из музея приедет своим ходом.

Ссылка на сайт музея: https://getmuseum.ru/

Ссылка на сайт ретро парада: https://www.retroparade.ru/

Спасибо за внимание.