Найти тему

Недоросль Митрофанушка – предшественник Обломова?

220 прочитали
 Пьеса Д.И.

Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» – классика отечественной литературы, посвященная хронической проблеме российского общества – лености, апатичности и безграмотности представителей высшего сословия – дворянства, которое было главной опорой монархической власти в Российской империи. Ее главный герой Митрофанушка – типичный недоросль своего времени: он не хочет учиться, а настроен жениться на невесте с богатым приданым. Он напрочь лишен лидерских качеств, которые можно было бы ожидать от молодого человека его положения. Митрофанушка –типичный маменькин сынок, который ведет паразитический образ жизни. К счастью, финал пьесы счастливый: вмешательство мудрого Стародума и офицера Милона положили конец его притязаниям на богатую невесту Софью и вынудили его податься на службу.

При внимательном прочтении пьесы создается впечатление, что Митрофанушка – это грубый, примитивный вариант Обломова. В самом деле, у героев есть немало общих черт: вялость, безделье, психологическая усталость и нежелание трудиться. Как и Митрофанушка, Обломов чуть не женился на прекрасной женщине – Ольге Ильинской. Илья Ильич – типичный барин, который шагу не может ступить без своего верного Захара – точь-в-точь, как Митрофанушка всецело находится на попечении своей злобной матери и крикливой кормилицы.

Но в отличие от Митрофанушки, Обломов – добрый человек с золотым сердцем. Он неспособен на злобу, подлость, обман. К тому же герой романа Гончарова более развит, чем его собрат из пьесы Фонвизина. Илья Ильич все-таки учился и даже какое-то время работал в столичном ведомстве. Он поддается положительному влиянию хороших людей – своего друга Штольца и любимой женщины Ольги. К сожалению, их общие усилия втянуть героя в бытовую и общественную жизнь окончились провалом. В то время как Митрофанушка, видя безнадежность своего положения после раскрытия неудачного похищения Софьи без лишних слов поступает на службу. Возможно, из него даже выйдет неплохой служака. Герой Фонвизина не осознает, насколько он плох с нравственной точки зрения; похоже, он – в отличие от Обломова – не в состоянии рефлексировать. Но по факту Митрофанушка является предшественником Обломова. Поколение недорослей времен Фонвизина морально облагородилось, но так и не сумело избавиться от хронической «обломовщины».