В 1979-м году Пол Маккартни начал думать о том, чтобы начать третий этап своей деятельности – чисто сольной. Летом этого года он записал ряд песен, причем без всяких помощников, сам играл на всех инструментах. И когда весной 1980 года этот альбом, наконец, появился в продаже, его музыку обозвали эксцентричной, а то еще похлеще – синти-попом и даже трип-хопом. Однако если покопаться в музыке этого творения, то ничего эксцентричного, и вообще необычного в ней по большому счету не найти.
К началу 80-х Пол Маккартни «провернул» два совершенно успешных музыкальных проекта, которые сделали его очень богатым (простите за меркантильность) и очень известным (а вот это уже заслуженно). Конечно же, это The Beatles и Wings. Правда, между двумя этими проектами были еще две сольных пластинки под брендами Paul McCartney (1970 г.) и Paul and Linda McCartney (1971 г.), тем не менее, их можно присовокупить ко второму проекту Wings, чтобы не сильно распыляться на частности.
И когда Пол Маккартни завершил эти два мега-успешных проекта в целом, он был еще довольно молодым человеком, не достигшим 40-летнего возраста. Впору было начинать новый, третий проект, и ясно, что он тоже должен был быть успешным, и желательно, самым продуктивным, учитывая накопленный этой рок-звездой музыкальный опыт.
На видео: "открывашка" с альбома Пола Маккартни "McCartney II" 1980 г.. Тут среди прочих звезд маэстро пародирует клавишника Рассела Маэла из группы Sparks
Этот третий проект Пола Маккартни начался с пластинки «McCartney II», вышедшей в мае 1980 года. Первоначально маэстро не планировал выпускать этот диск, потому что он еще не разобрался с проектом Wings, который ему немного надоел, но вот так взять и бросить его он не мог. Запись всех песен была сделана Маккартни в одиночку на его ферме в Шотландии, куда он привез новое звукозаписывающее оборудование. Считается, что вся музыка, сделанная Полом Маккартни в тот момент, была квинтэссенцией всей той эксцентрики, которую он услышал за последнее время на концертах всяких популярных исполнителей, начиная от Дэйвида Боуи и заканчивая Дэвидом Бирном.
Однако, как оказалось, все было несколько иначе. Впрочем, по-порядку.
Пока группа Wings в 1979 году находилась в неопределенном состоянии, Маккартни уехал в Шотландию и записал более 20 песен, сыграв на всех инструментах сам. Впоследствии он полагал эти мелодии использовать для новых альбомов Wings. В конце осени отношения с группой вроде бы наладились, и она отправилась в турне по Великобритании. И одна из песен, которую маэстро записал на своей ферме («Coming Up») исполнялась на концертах группы вживую как произведение Wings.
Однако в середине января 1980 года произошел инцидент в Японии, куда группа приехала на концерты. Японская полиция обнаружила в багаже Маккартни кулек маррихууаны (слово изменено по цензурным соображениям), и он был выдворен из страны на неопределенный срок. Естественно, гастроли были сорваны, и деньги за билеты пришлось вернуть, да еще и неустойку заплатить, немалую, между прочим.
Это очень сильно разозлило гитариста группы Денни Лейна, который вполне законно негодовал по поводу такой дурацкой выходки своего шефа. За несколько лет до этого японцы уже словили Маккартни с маррихууаной и запретили ему въезд в страну на долгие годы. И тут, сразу же после того, как сыны Страны Восходящего Солнца, воздавая дань заслугам своего кумира, отменили запрет маэстро на въезд в Японию, пригласив его на гастроли с моментально раскупленными билетами, будущий сэр Пол проявил к ним самое настоящее неуважение, снова попавшись на том же самом.
В общем, Денни Лейн громко хлопнул дверью, а за ним ушли и остальные музыканты. Пол Маккартни не стал набирать новый состав, отложил окончательное решение с реформацией Wings в долгий ящик и вплотную приступил к оформлению своего второго сольного альбома, который, не мудрствуя лукаво, он так и назвал – «McCartney II». Напомним – первый сольник назвался «McCartney», и вышел за 10 лет до этого.
Пластинка получилась неоднозначной, причем в самом широком смысле этого слова. С одной стороны это было не совсем произведение группы Wings, которая, как ни крути, была рок-группой, а не попсовой. В этом плане альбом потерял часть поклонников маэстро, потому что даже альбом «McCartney I» 1970 года можно было ассоциировать с музыкой The Beatles, а вот «McCartney II» представил музыку, которой маэстро Маккартни если и увлекался, то не сильно. По крайней мере так показалось тем, кто воспринимал будущего сэра Пола или как «битла», или как «уингзовца».
А тут вдруг возьми и появись как черт из табакерки целый альбом какой-то странной попсы, причем такой разнообразной, что в один стиль этот весь этот калейдоскоп никак было не вместить.
Да, на первый взгляд альбом получился чисто экспериментальным, выразившим новые поп-идеи, возникшие на обломках панка и диско, тут все критики и прочие специалисты были единодушны. Но далее мнения разделились. Кто-то охарактеризовал стиль всех песен, как эксцентричный синти-поп, а кто-то твердил о трип-хопе. Были даже мнения, что некоторые песни записаны в стиле британского варианта немецкого краут-рока, говорили о том, что «McCartney II» - это чистая «новая волна», основанная на безвоздушной протоэлектронике.
Но как бы там ни было, а это был альбом Пола Маккартни и никудышным он никак не являлся, хотя и принят был не совсем хорошо. По сути, попсовыми на этой пластинке были только несколько песен, а все остальное представляло всё то, на чем музыка Пола Маккартни базировалась всегда – и до, и после. Но тогда этого никто не хотел замечать, а все видели только большой черпак дегтя в бочке с медом.
Я помню, как в начале 80-х на советских «тучах» этот диск вообще не котировался, его даже не везли в СССР, и потому у нас он был относительной редкостью. Но эта «редкость» мало кого интересовала, хотя на дискотеках некоторые песни из этого альбома все же крутили, естественно, только самые попсовые. И если альбом и представлял тогда интерес, то только для советских попсовиков, которые популярным у нас в стране сделать его никак не могли.
В 1983-м году я этот альбом выменял на венгерскую «Омегу-VII» 1977 года, которая тогда у нас на «тучах» ценилась очень высоко как для венгерских групп – целых 30 рублей. При этом я очень рисковал даже за эту низкую для нового фирменного диска Маккартни цену, потому что потом пластинка эта у меня валялась несколько лет, пока мне не удалось ее всунуть одной моей знакомой в качестве подарка на день рождения. Рокеров «McCartney II» не интересовал вообще никак.
Но я сейчас рассуждаю не с точки зрения рокера, а как фанат Пола Маккартни, собравший все его виниловые альбомы 70-х и 80-х годов. Как чистый сольник маэстро, да еще и записанный им в одиночку, альбом довольно неплох. Чтобы это понять, достаточно распределить все песни с пластинки по другим альбомам Маккартни – как более ранним, так и более поздним. И принципиально ни одна из этих песен не будет смотреться на этих альбомах какой-то чужеродной, даже самая попсовая и «синти-поповая». По крайней мере «McCartney II» в целом слушается гораздо лучше, чем слушался бы сборник «проходных» песен Пола Маккартни, если бы такой существовал. По сравнению с таким гипотетическим сборником рассматриваемая мной пластинка выглядела бы полным шедевром.
А если еще учесть, что это единственное произведение маэстро, выполненное им вне основных стандартных музыкальных канонов, которых он придерживался от самого начала и до самого конца своей карьеры, то «McCartney II» вообще можно считать шедевром. С этой точки зрения, как коллекционер виниловой музыки Пола Маккартни, я не считаю этот диск каким-то «слабым звеном».
Даже больше – было бы странно, если бы подобное произведение в дискографии маэстро не появилось. Но вот оно появилось, и можно сколько угодно спорить о композиторских достоинствах или недостатках этой пластинки, но то, что ее прекрасно можно слушать – в этом нет никаких сомнений.
Давайте убедимся в этом сами, без чьих-то подсказок.
Сторона 1:
1). Coming Up (3:51) «Приближается». И на самом деле хит, правда, выполненный в диско-стиле, тем не менее, песня даже шикарная. Ментально и музыкально она ближе всего подходит к альбому «Wings at the Speed of Sound» 1976 года, причем сразу как «открывашка».
2). Temporary Secretary (3:13) «Временный секретарь». Великолепный музыкальный ход, особой эксцентрики тут тоже нет, потому что если эту песню вставить в совершенно не эксцентричный альбом «Press to Play» 1986 года, то она будет сидеть на нем как влитая. Также шикарно вольется и в альбом 1982 года «Tug of War».
3). On the Way (3:36) «В пути». Я совсем недолго примерял этот блюз к альбому Wings «Band on the Run» 1973 года, потому что если бы он на нем появился, то никакой подмены никто даже из самых яростных почитателей сэра Пола не заметил бы. Мало того – он органично влился бы и в трек-лист одного из последних альбомов The Beatles, а то даже на сольниках Джона Леннона. И где тут «волна», синти-поп и вообще какая-то эксцентрика?
4). Waterfalls (4:40) «Водопады». Типичная для Пола Маккартни «рыдалка», подошла бы к любому его альбому, включая и «Битлов».
5). Nobody Knows (2:50) «Никто не знает». Почему-то при прослушивании этой песни у меня перед глазами возникает обложка альбома Маккартни «Wild Life» 1971 года. Там ей и место, барабанный бой только чуть утихомирить.
Сторона 2:
6). Front Parlour (3:30) «Передняя гостиная». Синтезаторная инструменталка, хорошо смотрелась бы на второй стороне пластинки «Pipes of Peace» 1983 года.
7). Summer's Day Song (3:24) «Песня летнего дня». Еще один плаксиво-романтический номер маэстро. Подошел бы к любому из его альбомов, но лучше всего смотрелся бы на «London Town» (1978 г.).
8). Frozen Jap (3:37) «Замороженный японец». А это дань моде Жану Мишелю Жарру или одному из его музыкальных сподвижников. Пожалуй, я этот номер тоже задвинул бы на «Pipes of Peace» 1983 года.
9). Bogey Music (3:25) «Буги-музыка». Однозначно – на альбом «Снова в СССР» 1988 года. Но так как звучание гитар тут специфическое, то песня неплохо смотрелась бы на любом раннем альбоме Маккартни до 1973 года.
10). Darkroom (2:18) «Проявочная». Отличный чисто маккартневский номер. Я бы задвинул его на «Wild Life» (1971 г.), или даже на «Ram» (1971 г.).
11). One of These Days (3:35) «Один из этих дней». И снова типичный для маэстро медляк без всякой попсы или эксцентрики. Подходит для любого его альбома.
Бонус-треки:
12). Check My Machine (5:50) «Проверь мою машину». Эта песенка была самой первой, записанной Маккартни на ферме в Шотландии для этого альбома. Сам маэстро утверждает, что он ее записал только для того, чтобы проверить новое звукозаписывающее оборудование, на что как бы намекает и название композиции. На альбом не вошла, но в 1980-м появилась на сингле «Waterfalls». Подходит к какому-нибудь диску Пола Маккартни 80-х годов.
13). Secret Friend (10:30) «Тайный друг». Такое ощущение, что маэстро заделался яростным поклонником Роберта Фриппа и его проекта King Grimson. Хотя похоже, что наоборот – эта песня прекрасно подошла любому альбому «Кримсонов» 80-х годов с Эдрианом Белью в составе группы. Композиция на альбом «McCartney II» не вошла, а вышла на сингле «Temporary Secretary» в 1980-м.
14). Wonderful Christmastime (4:15) «Прекрасное рождественское время». Эта песня также была записана вместе с остальными номерами для альбома «McCartney II», но изначально планировалась как отдельный сингл, который вышел в ноябре 1979 года. Ничего экспериментального в этой песне тоже нет, чистая попса, хотя и в сугубо маккартневском стиле.
В заключение следует сказать, что альбом «McCartney II» сразу забрался на 1-ю и 3-ю позиции в чартах Великобритании и США соответственно, и в обеих странах он сегодня имеет «золотой» статус» (более 100 и 500 тысяч проданных копий). До японского «золота» альбом, правда, не дотянул – продано всего 80 тысяч копий, зато в Австралии он стал «платиновым» (50 тысяч).
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Back to the Egg», 1979 г. ~ убойное завершение карьеры группы Пола Маккартни Wings
Пол Маккартни на вершине своей сольной популярности: «Wings at the Speed of Sound», 1976 г.
Wings «Venus and Mars», 1975 г. ~ шикарный альбом Пола Маккартни, сделанный исключительно на хайпе
Альбом «Band On The Run» Пола Маккартни стал самым крутым творением всего «сольного битломанства»