Найти тему

Воскресенский военный собор Омска

Об Омске в целом ещё напишу. О ранее данном обещании не забуду, ибо… уже потихоньку пишу.

Пока решил сказать пару слов о трёх омских Храмах, которые удалось осмотреть снаружи и внутри которых побывать. Об Успенском кафедральном соборе и Крестовоздвиженской церкви я вкратце уже рассказал тут и тут.

Третьим святилищем стал Воскресенский военный собор.

Сначала я увидел его поздно вечером, когда в день своего прилёта в Омск от отеля «Шато» по улице Герцена двинулся в сторону Омской крепости. И только на следующий день – утром/днём.

Разумеется, в первый день внутри собора побывать не удалось – собор был закрыт.

Будучи заложенным в самом центре Омской крепости в июне 1769 года (в день Воскресения Христова), Собор стал первым каменным храмом в городе. По одним источникам, построен он был за 4 года. Это ударные темпы или долго строился? Храм, как пишут, «возводили 2 брата Козьма и Иван Черепановы, они были родом из Тобольска». Как вы думаете, кем они были «по профессии»? Вот я бы ни за что не догадался. Ямщиками. Спроектировал Собор Кузьма, а его сын Александр (живописец-самоучка) занимался внутренней росписью храма. Разумеется, вдвоём братья даже с помощью сына/племянника постройку такого Храма вряд ли бы смогли бы осилить (да ещё за столь короткий срок). Руководили строительством. Но я почему-то уверен, что они и сами кирпич с камнем тоже клали.

В сентябре 1773 году внутри церкви установили иконостас и освящены три престола (во имя Преподобного Сергия Радонежского, Спасительного Воскресения Христова и во имя Святой Великомученицы Екатерины).

Окончанием строительства, по другим источникам, почему-то считается 1775 год. То ли случайная ошибка в дате, то ли уже к действующему Храму ещё пару лет что-то пристраивали.

Из источников: «Изначально Воскресенский собор в Омске имел вид башни с куполами, рядом с которой была выстроена достаточно высокая колокольня. Соборная колокольня использовалась в военных целях как наблюдательная вышка».

***

В Соборе в середине XIX века не раз бывал и тут молился великий русский писатель Фёдор Достоевский, отправленный в Омск на каторгу после раскрытия кружка Петрашевского (кстати, после помилования Достоевский вернулся из азиатской в европейскую часть Российской империи и в Петербург глубоко религиозным/верующим человеком). Помнит ли кто-то со школы или вуза так называемое «дело петрашевцев»?

Совсем рядом с Храмом или прямо напротив него – можно и так и сяк сказать – на пересечении улиц Партизанской и Спартаковской стоит памятник автору «Преступления и наказания». Достоевский провёл в Омском каторжном остроге… тут аллюзия к сроку строительства Храма… тоже 4 года (с конца января 1850 года до конца февраля 1854-го). Каторгой в Омске Достоевскому заменили смертную казнь перед самым расстрелом. Это были четыре наиболее тяжёлых года в жизни писателя. То, что Достоевский увидел воочию, легло потом в основу его знаменитой книги «Записки из Мёртвого дома»: каторжный острог, кандалы, унижение и оскорбление человеческого достоинства. Не случись этого периода в его жизни, возможно, мы и не знали бы Достоевского-писателя таким, каким его знаем сегодня.

«Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон», главы из «Записок из Мёртвого дома» появляются уже тогда, когда Достоевский отбывает из Омска и пять лет служит рядовым «бессрочной службы» в 7-м сибирском линейном батальоне в Семипалатинске. Тогда Фёдор Михайлович получил, наконец, возможность жить в отдельной квартире и, соответственно, писать… работать, работать и работать…

…Кстати, кто, что и когда в последний раз читал его произведения? Я вот пытался вспомнить и понял, что очень давно.

-2

…В 1856 году, когда Достоевского уже не было в Омске (до помилования новым императором Александром II он, как я написал, «служил» в Семипалатинске), в церкви крестили будущего великого живописца Михаила Врубеля. Немудрено, ибо он родился не в столицах, а в Омске в марте 1856 года. Когда я писал эти строки, почему-то вспомнилась прогулка по Москве с однокурсницами поздней осенью прошлого года. Таня Краснова всё время рвалась в отель «Савой» выпить кофе и посмотреть фрески Врубеля. Желание своё она осуществила, и по чашке кофе в «Савое» мы вместе с ней и Алёной Кулыгиной тогда испили.

…В 1891 году во время своего путешествия через всю Россию в Японию в Воскресенском соборе молился будущий русский царь/император Всероссийский Николай II, много лет спустя расстрелянный вместе со всей семьёй в Ипатьевском доме в Екатеринбурге..

…В январе 1895 года Воскресенская церковь была переименована в Омский кафедральный собор (понятно, что церковью при этом всё равно осталась, просто церковный статус был повышен).

…В 1905 году здесь служил Божественную литургию святой Иоанн Кронштадтский (проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель правоконсервативных и монархических взглядов; «вдохновитель создания и почётный член» Союза русского народа, считающегося черносотенной организацией).

Собор является «прародительницей Омского архива, библиотеки и музея»:

«Именно здесь хранился ценный документальный материал о храмах Омска и прилегающих к нему селениях. В стенах собора имелась большая духовная библиотека, которая в 1867 году насчитывала более 1 020 изданий, а к началу ХХ века их численность возросла до 2 000. Были в соборной церкви и особо чтимые реликвии: напрестольное облачение, крест, дискос и Евангелие, пожертвованные храму самой императрицей Екатериной II, а также три казачьих знамени начала XVIII векаПри храме находилась самая большая церковная библиотека в городе, которая в 1908 году насчитывала 1 875 томов».

Поскольку Храм изначально строился на территории Омской крепости, то для военных дореволюционного Омска он по сути был главным духовным центром. Но и для гражданских, как пишут, тоже являлся одним из духовных центров.

-3

Теперь настала пора рассказать о печальной странице истории собора. При советской власти в 1920-х годах (сто лет назад) службы в храме прекратились, он закрылся.

Сначала тут был организован музей атеизма. Потом здание передали под клуб молодёжи… вернее, комсомольской молодёжи, ибо другая молодёжь (которая беспартийная (или, не бай Бог, контрреволюционная) в те времена не котировалась и даже всячески осуждалась.

«Верхняя часть и колокольня были разобраны, иконостас сломали, каменную ограду с чугунными решётками снесли. Иконами, ликами кверху, большевики застелили пол. В числе церковных реликвий, погибших под подошвами красноармейских сапог, была суворовская икона, принадлежавшая отцу великого полководца, а также уникальные иконы кисти художников Черепановых, на которых были изображены архангелы с типом лиц сибирских казаков и в казачьих папахах».

В 1958–1959 годах (уже даже после восстановления в СССР патриархии и смерти Сталина) с Воскресенского собора сначала сняли купола, а потом, когда на улице Спартаковской строили дом, Храм был и вовсе разрушен.

…То есть нынешняя церковь на месте прежней – это по сути новодел. Но приятней говорить/писать, что Храм восстановлен.

Итак, восстановлен Собор относительно недавно: в 2016 году. К 300-летию Омска.

Любим мы приурочивать доброе дело к каким-то датам. Жить без пафоса не можем.

В основание Храма, чтобы не только духовным, но и хоть как-то материальным образом восстановить связь времён, были заложены кирпичи, произведённые в 1769 году.

***

На следующее утро от гостиницы «Шато» до Омской крепости я проделал тот же самый путь, что и предыдущим вечером. Разве что шёл большей частью не по Герцена, а по Тарской (вовремя свернул направо на Рабиновича, а затем и на Тарскую). Так по Тарской, а затем по Спартаковской и дошёл до Храма, попутно фотографируя разнокалиберную архитектуру Омска и не забыв зайти в Крестовоздвиженскую церковь и Кафедральный Успенский собор.

…Утром/днём Воскресенский военный собор (как и предыдущие две церкви) был открыт. Я обошёл его со всех сторон и сделал снимки этой лепоты. Хоть и новодел/восстановлен, хоть и небольшой, но какое великолепие перед глазами!

-4
-5
-6
-7

***

Поскольку Храм был открыт, я не мог не зайти.

Внутри он был совершенно пустым. Вообще никого.

Откуда-то сверху спустился охранник. Внимательно следил за мной, пока я ходил и осматривал интерьер, иконостас и отдельные иконы на стенах.

…Вход в Храм и иконостас.

-8
-9

В здании Храма есть постоянно действующая экспозиция «Воскресенский собор: из истории духовного просвещения г. Омска» и выставочный зал «Омский музей просвещения». На выставках освещается история омских Храмов (не только Воскресенского) и результаты археологических раскопок каторжного острога в Омской крепости (напомню, что Храм в царские времена был её частью): «На выставке представлены предметы, найденные в ходе изыскательских работ – архитектурные детали, кирпичи, предметы, связанные с хозяйственной жизнью собора. Особое место занимают чудом сохранившиеся в г. Омске книги из библиотеки собора… Один из разделов выставки посвящён житию и обретению мощей новомученика архиепископа Сильвестра Омского, тайное захоронение которого было обнаружено в ходе работ по воссозданию Успенского кафедрального собора в 2005 году».

На цокольном этаже проходят также выставки работ местных художников. Этого я не видел. Об этом я прочитал в источниках.

***

…Не прошло и получаса, как я был в Омской крепости и взял индивидуальную экскурсию с местным гидом/экскурсоводом.

Когда гид перед макетом Новой/Второй Омской крепости (их, кто не знает, было две) начал мне рассказывать о Воскресенском военном соборе, я на макете сразу нашёл этот храм – совсем немудрено, ибо он в центре.

…Сразу отыскивается, не правда ли?

-10