«Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Оси.1:2).
Взять жену, которая имеет постоянную склонность к прелюбодеянию – тяжелая ноша, но это еще не все. Их дети должны были носить ужасные имена: Лорухама («нет милости») и Лоамми («не мой народ»). Это были яркие знаки для народа, но каково было Осии и его семье?
Жену пророка звали Гомерь. Иероним так трактовал значение ее имени: "совершеннейшая дочь сластолюбия". Гомерь – образ Израиля, находившегося в состоянии духовного блуда.
Гомерь изменяла пророку очевидным образом, что было наглядным примером для людей.
«Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки". За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих» (Оси.2:5-6).
Израиль «блудил» с другими народами. Он входил в политические союзы и при этом принимал их богов. Бог очень остро реагирует на неверность и поэтому в пример берет очень чувствительную тему супружеских отношений:
«и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь» (Оси.2:7).
Состояние неудовлетворения и смятения. Люди никогда не напьются из «разбитых водоемов» (см. Иер. 2:13).
Интересно, что пророки видят Израиль как единую личность, хотя народ состоял из сотен тысяч людей. Причина в способности людей к единению и единомыслию. Израиль был един в блудном идолопоклонстве. Мы, верующие Нового Завета, едины совсем в другом. Едины в новом возрожденном духе и призваны «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).
«А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала» (2:8).
Они думали, что иные боги дали им благословение, а это был Бог. Благость Божья ведет к покаянию (см. Рим. 2:4).
«За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее» (2:9).
Если люди не понимают благости, они лишаются благословений.
«И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Оси.2:13).
Видим благость Божью, но видим и строгость.
Дальше он говорит о цели строгости – восстановлении народа:
«Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: «Ваали» (Оси.2:14-16).
Пустыня – место покаяния и восстановления. В конечном итоге у Израиля будут такие отношения с Богом, как у жены и мужа. История земли закончится браком Агнца!
В третьей главе Осия вновь принимает блудную жену:
«И сказал мне Господь: иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их. И приобрел я ее себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя» (Оси.3:1,2).
Здесь хорошо видно сердце Бога. Он умеет прощать и терпеть. Древнееврейское слово «кара» можно перевести как «заплатил» или «договорился». Скорее всего, эти деньги пророк дал блудной жене с условием, что она возвращается к нему и какое-то время ни с кем не будет иметь интимных отношений. Цена, которую заплатил Осия – примерно 30 серебряников, если перевести ячмень в серебро. В эту же сумму священники оценили Иисуса.
«Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Оси.3:4,5).
Бог долготерпелив, но наказывает людей, если они не вразумляются. Остаток Израиля будет спасен, поэтому наказание тоже есть проявление любви.
Страдания Осии в его семейной жизни дали ему способность стать особым пророком Бога в очень непростое время. В определенной степени можно сказать, что страдания Осии прообразовали страдания Господа.
ХРИСТОС ВОСКРЕС!