Один из главных фильмов Джона Карпентера, пост-апокалиптический боевик, действие которого происходит в 1997 году.
Самым интересным в фильме является сет-ап. Манхэттен превращен в огромную тюрьму, огороженную стеной. Идея, надо сказать, совершенно абсурдная, но этим и привлекательная. Не пустоши Аризоны огораживают стеной, а самый престижный район Нью-Йорка, где когда-то кипела жизнь.
Президент Америки летит на саммит, чтобы провести переговоры с самыми сильными игроками планеты в Третьей мировой войне – СССР и Китаем. Однако президентский самолет угоняют революционеры. Они хотят символично обрушить летательный аппарат на Манхэттен. Президент выпрыгивает из самолета в спасательной капсуле, а самолет, ведомый террористами, врезается в один из небоскребов, – вот он, пророческий дар Карпентера-фантаста!
Спасать президента отправляют "Змея" Плискина, ветерана войны (он брал Ленинград!), ограбившего федеральный банк и загремевшего пожизненно в тюрьму. Спасение президента в обмен на свободу. Змей должен управиться за 24 часа, ибо через 24 часа начнется исторический саммит. Чтобы подстегнуть Плискина, ему пускают в вену взрывное устройство, которое должно сработать, если не принять мер, через 24 часа (нанотехнологии! )).
Змей приступает к выполнению миссии: сажает легкий самолет на крышу Международного торгового центра и спускается в страну бандитов. Здесь начинается самая неинтересная часть повествования (сейчас она утратила свежесть, поскольку была порастаскана на цитаты). Пафосный криминальный мир, фрики всевозможных цветов и расцветок, панки и все такое прочее. Но даже среди низов есть свои низы.
В гротескном фильме Карпентера чернь обитает на самом дне в буквальном смысле – живет в канализации, промышляет людоедством и выходит наружу лишь по ночам. А бандитский вождь по кличке Герцог разъезжает на кадиллаке, украшенном хрустальными люстрами – они перевернуты и припаяны по краям автомобиля (роскошная деталь).
Словом, фильм примечательный. Посмотрев этот фильм, можно составить исчерпывающее представление о всех остальных бэшных постнуклеарно-апокалиптических боевиках, снятых в 80-х – начале 90-х. Ибо каждый из них, подчеркиваю – каждый заимствовал атмосферу (художественно-постановочные решения и декорации) у "Побега из Нью-Йорка".
Оценка: 7,0 из 10.
Режиссер: Джон Карпентер.
Сценарий: Джон Карпентер, Ник Касл,
Операторы: Дин Канди, Джим Лукас,
Композиторы: Джон Карпентер, Алан Ховарт.
В главных ролях: Курт Рассел, Ли Ван Клиф, Эрнест Боргнайн, Дональд Плезенс.
В ролях: Гарри Дин Стентон, Эдриенн Барбо, Айзек Хейз, Сизон Хабли, Том Аткинс.
Интересные факты о фильме:
- Первым кандидатом на главную роль был Томми Ли Джонс. Кроме того, студия рассматривала кандидатуру Чарльза Бронсона, но режиссер счел артиста слишком старым.
- В итальянском кинопрокате прозвищем Плискина стала "Гиена", а в корейском — "Кобра".
- В Нью-Йорке снимали только одну сцену, — ту, где персонаж идет на фоне статуи Свободы. Кстати, это был первый случай, когда разрешили киношникам разрешили снимать на острове Свободы. Кадры с вертолетом снимались в Сан-Фернандо, причем макеты зданий делал Джеймс Камерон. Остальные городские сцены были отсняты в Сен-Луисе после разрушительного пожара.
- Закадровый текст в начале фильма читает Джеми Ли Кертис.
- Курт Рассел заявил как-то раз, что "Побег из Нью-Йорка" — лучший фильм с его участием.
См. также: