Для нашей страны непривычны отличия в языке, культуре и менталитете, которые определяются географией проживания. Русские люди – они одинаковые везде, хоть в Калининграде, хоть в Тверской области, хоть в Москве, хоть на Кавказе, хоть в Хабаровском крае.
Но для всего остального мира это вполне привычно: северные итальянцы отличаются от южных, американцы с западного побережья отличаются от американцев с восточного, а если быть ближе к нашим палестинам, то очень серьезно отличаются друг от друга северные и южные киргизы. Даже в России они не слишком общаются друг с другом, хотя, казалось бы, за пределами родины все стараются держаться своих.
Для всех бывших кочевников характерно сохранение племенного деления в той или иной степени. Даже если брать такие культурно близкие народы, как татары и башкиры, то из-за оседлого образа жизни у первых его нет, а у вторых – есть. На бытовом уровне это является причиной повышенной гордости за своих предков – например, у казахов принято знать собственное происхождение на двенадцать поколений назад. А в области политики это приводит к заключению тех или иных союзов и формированию региональных кланов в органах власти. Что касается Киргизии, то племенное разделение дополняется географическим.
Историческое различие между северными и южными киргизами сформировалось так. Классического кочевничества из-за сравнительно малых размеров страны тут никогда не было. Было отгонное скотоводство высотного типа – это когда зимой пасешь стадо на равнине, а летом перегоняешь их в горы. Поэтому низкая, по сравнению с остальными тюркскими народами, мобильность, привела к формированию относительно устойчивых региональных групп.
Северные киргизы раньше были беднее, а по культуре и образу жизни больше всего были похожи на казахов. Тут пасутся жирные бараны, а любимое блюдо – общетюркский бешбармак. Исторически это было захолустье Кокандского ханства, а по факту – почти независимый регион.
Юг – это Фергана, тысячелетний экономический и культурный центр и едва ли не лучшее место во всей Средней Азии. Серьезно, все остальные могут только завидовать, какие урожаи тут приносят дыни, виноград и рис. Здесь предпочитают готовить плов – исторически из-за богатства края и торговли тут жили оседлые и самые богатые киргизы, вовлеченные в большие политические дела. Это заметил еще казахский ученый и путешественник Чокан Валиханов.
Но приход русских изменил все. Для собственных целей далекой северной империи более подходил сравнительно малонаселенный северный регион, нежели Ферганская долина, где еще во времена Александра Македонского люди толкались локтями. Именно на севере находилось Жетысу, т.е. Семиречье, прекрасно подходящая для земледелия область. Сюда стали отправлять население тех европейских губерний, где стоял вопрос дефицита земли.
Соответственно, юг остался среднеазиатским, а вот север стал более «русским». ВУЗы, добывающие предприятия и промышленность – все это находилось именно здесь. Из-за социальных и экономических изменений противоположным образом изменился уровень жизни. Теперь наиболее образованные, светские, современные и обеспеченные, по местным меркам, люди, проживали именно на севере. На юге – небогатые, религиозные, консервативные и так далее. Правда, у южан исторически «терки» с узбеками, а вот за северными собратьями этого не замечалось.
С 2000-го года численно преобладающие южане все чаще перебираются «за колбасой» на север, что соотечественникам не очень-то по душе. Президенты тут обычно чередуются, то есть, являются представителями то одного, то другого региона, и, соответственно, меняется их соотношение в других органах власти.
В целом, на бытовом уровне отношения протекают нормально. В Кыргызстане очень много смешанных семей, где жена – южанка, муж – северянин и наоборот. Но в политическом плане это приводит к «раскачиванию лодки», поскольку голосовать тут стараются за своих и выходят на улицы за своих. Южане, в целом, недовольны экономическим благополучием севера в ущерб своей собственной малой родине. Северяне опасаются, что демографически преобладающий юг захочет больший кусок пирога. И все это за счет севера.