Сегодня расскажу вам о человеке, бригада которого по итогам 1981 года стала победителем социалистического соревнования на приз журнала «Огонёк» (подробнее об этом призе писал ранее здесь - https://dzen.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/eksponat-dnia-priz-jurnala-ogonek-6295c8fa303f2a42afa971ef).
Мне неизвестно, где и когда родился Шматко Иван Сидорович.
Известно лишь, что он закончил техническое училище в Ижевске, потом служил в рядах Советской Армии.
Когда в 1969 году началось строительство КАМАЗа Иван Сидорович работал бригадиром по ремонту и изготовлению грузоподъёмных механизмов в УМС. Бригада Шматко И.С. собирала экскаваторы на территории будущего РИЗа.
На сам КАМАЗ он пришёл в 1976 году уже зрелым человеком после того, как поработал сварщиком на строительстве Заинской ГРЭС и Нижнекамской ГЭС. Опытного специалиста приняли на участок сварки шасси прессово-рамного завода. 8 месяцев Иван Сидорович стажировался в киевском институте академика Патона.
В 1977 году коммунист Шматко Иван Сидорович возглавил комсомольско-молодёжную бригаду цеха сборки сварки шасси прессово-рамного завода.
Созданная под его руководством бригада стала одной из лучших сначала в цехе, а потом и на всём заводе. Основная продукция, выпуском которой занимались в бригаде, были глушители для камазовских грузовиков. И если поначалу глушители были в дефиците на главном сборочном конвейере, то при Шматко И.С. глушители стали поступать на главный сборочный конвейер без дефектов, своевременно и в достаточном количестве. Уже в 1978-1979 годах бригада Шматко И.С. получает ряд наград за хорошо проделанную работу.
В октябре 1978 года комсомольско-молодёжной бригаде Шматко И.С присуждается почётное звание «Коллектив имени 60-летия ВЛКСМ»
В 1979 году бригада Шматко Ивана Сидоровича в числе первых включилась в движение под девизом «От рубежей передовиков соревнования – к высоким достижениям каждого коллектива!». Коллектив бригады разработал для себя комплексный план повышения эффективности производства и качества работы. Этот намеченный план был выполнен к 110-ой годовщине со дня рождения В.И. Ленина.
Вот как о работе бригады в тот год рассказывал на страницах газеты «Советская Татария» сам Иван Сидорович.
15 сентября 1980 года на прессово-рамном заводе состоялась первая отчётно-выборная партийная конференция завода. Примечательно, что в состав партийного комитета, наряду со Скринским Павлом Николаевичем - директором завода, работниками завода - Макеевым В.А., Иовлевой, В.А., Савкиным В.К., Рыбаковым А.В., Мартиросян В.А., Податовой В.Ф., Габдулхаковым А.Г., был избран и Шматко Иван Сидорович.
В бригаде Шматко И.С. действовал закон взаимозаменяемости. Так, вместо положенных 33 человек, в бригаде работали 26. Когда объём работы по сборке шасси увеличился до 18 узлов, в бригаде пошли по пути овладения новыми профессиями. В итоге взаимозаменяемость достигла 90% (!).
Когда у Ивана Сидоровича спрашивали, за счёт чего его бригада перекрывала сменные задания и добивалась высоких производственных показателей, то Шматко отвечал, что «успех коллектива составляется из многих слагаемых, в том числе и за счёт деятельности партийно-комсомольского ядра». Но не только о своих успехах говорил бригадир. Вот как о проблемах в своей работе рассказывал Шматко Иван Сидорович в газете «Рабочий КАМАЗа» от 29 июля 1978 года: «Мы многое теряем из-за недостатков материально-технического обеспечения. Энтузиазм, на котором держатся все наши достижения, - это хорошо, но если он не подкрепляется должной организацией производства, то долго не просуществует. Представим ситуацию. Нам не дали в срок комплектующие, бригада вынуждена оставаться после работы, чтобы не остановился главный конвейер. Задание, конечно, мы выполним, но на душе останется неприятный осадок. Даже такое прогрессивное дело, как освоение смежных операций и полная взаимозаменяемость, может, в конечном итоге привести к обратному эффекту. Когда в течение смены человек то и дело переходит с одного станка на другой, он же не получает морального удовлетворения от работы, а ведь это – главное».
Стоит сказать, что в бригаде Шматко И.С. работали 6 членов КПСС и 14 комсомольцев. Партийную группу в бригаде возглавлял Храмов Ю.В. Комсоргом был Фасхиев Г. История сохранила имена ещё двоих членов бригады - Лосевой Марии и наладчика Чернышёва С. Известно, что летом 1978 года, во время летних каникул в бригаде работал сын Ивана Сидоровича – ученик 9 класса. Позднее проходили практику учащиеся профессионально-технических училищ нашего города.
По итогам 1981 года бригада Шматко Ивана Сидоровича получила главный приз журнала «Огонёк» – хрустальную вазу, как бригада, добившаяся наивысших показателей качества продукции.
Вот как о работе Шматко И.С. писала газета «Правда» от 12 сентября 1980 года.
Шматко Иван Сидорович в числе других передовых бригадиров КАМАЗа неоднократно выступал инициатором того или иного почина. Например, в марте 1981 года бригады прессово-рамного завода выступили с инициативой - досрочно ввести автоматические линии и конвейеры на проектную производительность. В том же 1981 году Шматко И.С. - среди подписавших «Обращение передовых бригад КАМАЗа ко всем рабочим, строителям, монтажникам, рабочим сферы обслуживания, животноводам, полеводам, ко всем трудящимся города и пригородной зоны по поддержанию инициативы передовых коллективов Москвы о дальнейшем укреплении трудовой и производственной дисциплины». Что собой представляли эти обращения? Посмотрите аналогичный документ 1984 года.
Шматко Иван Сидорович был неудобным для начальства, возмутителем спокойствия, клеймившем всех и вся. Он был борцом за справедливость и в должности председателя цехкома, и в должности секретаря партбюро. В 1981 или 1982 году Шматко И.С. не поладил с начальником цеха из-за того, что тот подсуживал слабым и лишил бригаду Шматко заслуженного I места. И ушёл почти 50-летним на агрегатный завод в ударный комсомольский отряд (УКО). Шматко И.С. дали не самую благополучную бригаду, усилив её бойцами УКО. Иван Сидорович сразу же взялся за дело – наладил строгий учёт деталей, ввёл порядок с кадрами в бригаде, не давал спокойно жить снабженцам.
Вот как сам Шматко И.С. рассказывал о своем новом месте работы на страницах газеты «Рабочий КАМАЗа» от 18 августа 1983 года.
Масленников Александр Анатольевич - начальник цеха редукторов (1983-1985) так говорил о Шматко: «Хороший мужик, стоящий. Он мне симпатичен и как человек, и как бригадир. Мы с ним сразу нашли общий язык. Да, с такими людьми сложно и хлопотно, но без них немыслимо движение вперёд».
Шматко Ивану Сидоровичу была посвящена большая статья в газете «Рабочий КАМАЗа» от 11 октября 1983 года.
Как сложилась дальнейшая судьба Шматко И.С. мне неизвестно. Известно, что за успехи в работе Шматко Иван Сидорович был награждён орденом Знак Почёта.
И в заключении высказывание от Шматко Ивана Сидоровича:
«Работая с людьми, я всегда преследовал конкретную цель – хотелось зажечь людей, чтобы они, не считаясь с трудностями, могли добиваться успеха. И это удавалось».