Берберами называют неарабское белое население Северной Африки. Технически, они живут во всех странах региона от Египта и до Атлантического океана. Но наибольшее количество представителей этой сложной этнической группы встречается в Марокко и Алжире, где они составляют по 50 % и 30 % от общего населения соответственно. Также ,крупные общины есть в Нигере, Мали, Ливии, а теперь уж и во Франции.
Во многих арабских странах переписей населения по национальному признаку нет. Но примерно, численность берберов прикидывают в количестве 30-35 миллионов. А если считать и тех, кто утратил свой язык и/или этническое самосознание, их может быть до ста миллионов. То есть, подавляющее количество жителей соответствующих стран имеет в той или иной степени берберское происхождение. Таким образом, это самый большой народ, не имеющий собственного государства.
Давайте расскажем их историю.
Основу этого народа наполовину составили автохтонные человеческие популяции, в том числе – черные африканцы к югу от Сахары. Другую линию их предков дали так называемые анатолийские земледельцы, которые, миновав всю Европу, через Испанию переправились в Африку более 10-ти тысяч лет назад. Таким образом, берберы являются южной частью европеоидной расы, ее средиземноморской подгруппы. За исключением части туарегов и иных племен ближе к пустыне, которые сильно метисированы с чернокожими.
Ливийцы древнего мира, нумидийцы античного времени, мавры средневековья и современные берберы – это, более-менее, один и тот же народ. То есть, это очень старая нация, история которой богата на политические события. Их предки воевали с Египтом, становились рабами и строителями пирамид, но и сами порой бывали фараонами. Они сражались с Карфагеном и Римом и выставляли на поле знаменитую нумидийскую кавалерию – лучшую конницу эпохи античности. Они не раз наносили поражения арабским завоевателям, но в конечном счете, приняли ислам и стали главной ударной силой мусульманских армий. Династии Альморавидов и Альмохадов, которые много лет правили средневековой Испанией, а также большинство африканских царских родов имели берберское происхождение.
Тем не менее, в политическом и (а особенно – экономическом) смысле, они обычно были ведомыми, а не ведущими. 2,5 тысячи лет назад берберские племена были вынуждены смириться сначала с появлением финикийских колоний на своем побережье, а затем и с образованием мощной Карфагенской державы, которая стала их сюзереном. Затем Карфаген сменили Рим и Византия, которым африканцы подчинялись, но и презирали – местные провинции стали оплотом христианских ересей, а в 7-м веке алжирские племена под руководством Дакии аль-Кахины даже приняли иудаизм и долгое время сопротивлялись арабам.
Но исламское завоевание еще больше перевернуло систему власти. Берберы, которые всегда были частично кочевыми скотоводами, но преимущественно оседлыми земледельцами, лишились своих лучших земель, за исключением горных регионов, и ушли в кочевье. Поэтому спустя столетия арабы стали тут численно и культурно преобладать, даже несмотря на сохранение значительного берберского населения. В восточной области своего проживания, то есть, в Тунисе, Египте и Ливии, они со временем практически ассимилировались, хотя еще столетия назад были многочисленными.
Кстати, именно потому, что они уступали соседям в культурном плане, берберы носят чужое название. Берберы – это греко-римское слово «варвары», прошедшее через арабский язык. Сами себя они называют амазигами, что означает «свободные люди». А какое еще могут носить имя вольные жители гор и пустынь? И гораздо правильнее говорить о берберских народах, поскольку даже после отпадения восточной части своего традиционного ареала, это слишком разнородная группа.
Кстати, арабам они совсем не родня. Несмотря на культурную близость и общий образ жизни, берберы совсем не являются семитами. Согласно языковой классификации, они входят в состав большой афразийской семьи языков. Помимо них, туда действительно относятся семиты и часть черных африканцев. Но разошлись между собой эти народы уж очень давно, а в некоторых случаях их родство вовсе является дискуссионным.
Берберы и арабы соотносятся примерно, как русские и татары. Тюркские и славянские языки входят в общую ностратическую семью, но они ничуть не взаимопонятны, а близки эти народы исключительно из-за своей истории.