Найти в Дзене
Госконтроль

Цифровизация российских школ

Оглавление

Проверка цифровизации российского образования

В России временный переход на дистанционное обучение в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции в 2020-2021 годах выявил ряд структурных проблем, которые ограничивают использование цифровых технологий в российских школах.

Рассмотрим результаты проверки Счетной палаты России.

Одной из таких проблем является неравенство в инфраструктурном обеспечении школ, а также дефицит специалистов, которые могут поддерживать и обслуживать технологические решения, применяемые в системе школьного образования. Кроме того, отсутствует систематизированное обучение и переподготовка педагогов для корректного методического использования цифровых технологий и сервисов в образовательном процессе.

При отсутствии утвержденных отраслевых стратегий развития сферы образования и цифровой трансформации сферы общего образования, приоритеты в части внедрения цифровых технологий в образовательные организации формулируются на уровне национальных целей и профильных национальных проектов, включая федеральные проекты. Начало системного оформления инициатив, направленных на решение задачи по внедрению цифровых технологий в образовательные учреждения, связано с запуском национального проекта «Образование» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Основная регламентация процессов цифровизации образования происходит на уровне актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, которые регулируют реализацию конкретных мероприятий и формируют понятийный аппарат исходя из целей реализации мероприятий. На уровне федерального отраслевого законодательства отсутствует единый подход к определению понятия «цифровая образовательная среда».

Однако, массив ведомственных актов имеет недостатки и ограничения. Например, оценка текущего уровня "цифровой зрелости" в сфере общего образования не проводится, а также возникают барьеры из-за необходимости соблюдения санитарных правил в учебном процессе. Национальные и федеральные проекты, направленные на внедрение цифровых технологий в школах, привели к кратному росту государственного финансирования в этой области.

Статистика цифровизации

Например, в 2019 году объемы средств федерального бюджета выросли более чем в 4,7 раза по сравнению с 2018 годом - с 2 876,3 млн до 13 567,6 млн рублей. Результаты внедрения цифровых технологий в школах также улучшились.

Например, с 2016 по 2020 год количество образовательных организаций с максимальной скоростью доступа к сети Интернет ниже 30 Мбит/сек снизилось более чем в два раза, а количество образовательных организаций с максимальной скоростью доступа к сети Интернет выше 30 Мбит/сек выросло в 3,7 раза.

Однако, статистический инструментарий фиксирует изменение ситуации только по отдельным направлениям цифровизации общего образования, в то время как вопросы навыков участников образовательного процесса и непосредственного использования цифрового образовательного контента не отражены в официальной статистике.

Основные выводы Счетной палаты России

Частично сформирована система стратегического целеполагания для процессов цифровизации сферы образования. Однако в России отсутствует единый отраслевой документ стратегического планирования, который бы определял принципы, приоритеты, цели и задачи государственного управления в сфере образования, включая цифровую трансформацию. Кроме того, общая система понятий, определяющих содержание цифровизации образования, законодательно не закреплена в Российской Федерации. Например, не определено центральное понятие "цифровая образовательная среда".

Несмотря на значительный рост финансирования мероприятий по цифровизации общего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2016-2021 годах, его доля в общих расходах на образование составляет лишь 1,5% (без учета мероприятий по подключению к сети Интернет социально значимых объектов, в том числе школ).

Содержание и состав мероприятий по внедрению цифровых технологий в организациях общего образования в период с 2016 по 2021 год претерпели существенные изменения. Если в 2016-2018 годах мероприятия были связаны в основном с развитием цифрового образовательного контента, то с 2019 года приоритетными стали вопросы материально-технического обеспечения и подключения школ к сети Интернет.

Часть системы стратегического целеполагания для цифровизации образования сформирована, но не полностью. В России отсутствует единый отраслевой документ стратегического планирования, определяющий принципы, приоритеты, цели и задачи государственного управления в сфере образования, включая цифровую трансформацию. Кроме того, законодательно не определено общее понимание содержания цифровизации образования, включая основное понятие «цифровая образовательная среда».

Несмотря на значительный рост финансирования мероприятий по цифровизации образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2016-2021 годах, их доля в общих расходах на образование остается небольшой - 1,5% (без учета мероприятий по подключению социально значимых объектов, включая школы, к сети Интернет).

Мероприятия по внедрению цифровых технологий в организациях общего образования в период с 2016 по 2021 год претерпели значительные трансформации. В 2016-2018 годах мероприятия были связаны с развитием цифрового образовательного контента, а в 2019 году вопросы материально-технического обеспечения и подключения школ к сети Интернет стали приоритетными.

Показатели и результаты федеральных проектов, характеризующие внедрение цифровых технологий в организациях общего образования в 2019-2021 годах, в основном были достигнуты. Однако структура и состав показателей и результатов федеральных проектов неустойчивы, и некоторые результаты были достигнуты с нарушением установленных сроков.

Результаты оценки эффектов реализации мероприятий по внедрению цифровых технологий в школах, основанные на доступных данных и качественных социологических исследованиях, показывают значительные, но неравномерные изменения в направлениях цифровой трансформации школьного образования.