Редкая публикация какой-нибудь новости, связанной с развитием производства или освоением чего-то обходится без комментариев в духе: "поздно, это нужно было делать раньше и тд". Пару дней назад я опубликовал большой репортаж о "многоходовках". Где в общих чертах рассказал о некоторых направлениях. Репортаж неожиданно для меня получил очень хороший отклик и множество позитивных комментариев.
А уже в комментариях ко вчерашнему репортажу сразу несколько раз прозвучала мысль о том, как важно развивать Северный Морской Путь. Проект о котором громко заговорили лишь в последние два-три года. Собственно, оба этих примера и навели меня на мысль о написании этого небольшого репортажа. Который является как бы продолжением темы "многоходовок" и репликой к комментариям об СМП.
Этот ярко-красный ледокол "50 лет победы" один из самых узнаваемых среди тех, что сегодня обслуживают "Северный морской путь" и часто встречается на фото по соответствующей теме. Помимо своего прямого назначения: проводка судов, атомный ледокол "50 лет победы" известен и в туристических кругах. Поскольку на его борту можно совершить путешествие к берегам Земли Франца Иосифа и самой "шапке мира" - Северному полюсу. Правда стоит это удовольствие приличных денег.
Пять дней назад, а именно 23 марта команда атомного ледокола отмечала памятную дату - День поднятия флага. Которая прошла в этот день 16 лет назад. В тот самый знаковые 2007-й.
Судно построено на "Балтийском заводе" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию ОСК) и своим появлением он фактически завершил историю атомных ледоколов проекта 10520 "Арктика". Продлившуюся с 1971 по 2007 года. Всё это время постройкой занимался упомянутый уже "Балтийский завод". Впрочем, примечательно в этой истории, конечно, не это!
Ледокол - настоящий долгострой. Он был заложен аж 1989 году, а спущен на воду в 1993 году. И только в 2006 году состоялся долгожданный пуск атомных реакторов и вывод их на энергетический уровень мощности, после чего судно прошло необходимые ходовые испытания в Финском заливе. Ставшим на тот момент крупнейшим и самым мощным (55 МВт) в мире ледоколом, способным преодолевать лёд толщиной 2,2 метра.
Атомная энергетическая установка имеет множество преимуществ перед "традиционными" типами двигателей. Но и она не вечна. Тот арктический флот, который был построен ещё в Советском союзе требовал замены не позднее 2027 года. Не говоря уже о необходимости расширения возможностей для полноценного обслуживания СМП. В соответствии с планами освоения этого маршрута.
Для этого была поставлена задача разработать новый проект атомных ледоколов серии 22220, типа "Арктика". Первое такое судно было заложено 5 ноября 2013 года. В 2016 спущен на воду. Не без проблем и злобного улюлюканья сами догадываетесь кого "Арктика" прошёл испытания и в 2020 году при участии нынешнего премьера был поднят государственный флаг. Ледокол вступил в строй.
Следом в прошлом 2022 году в строй вступили ещё два ледокола "Сибирь" и "Урал". Заложенных на "Балтийском заводе" в 2015 и 2016 годах соответственно. В данный момент ходовые испытания завершает ледокол "Якутия". В этом году намечен спуск на воду и последующая достройка "Чукотки". А в 2024 и 2025 годах должны быть заложены "Камчатка" и "Приморье". Согласно графику их сдача намечена на 2028 и 2030 года соответственно.
Всё это суда проекта 22220, которые сегодня являются самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире. Однако это дело настоящего. Что насчёт будущего? В 2027 году атомные ледоколы проекта 22220 утратят статус самых мощных в мире, поскольку к этому моменту будет достроен и введён в эксплуатацию новый атомный ледокол проекта 10510 "Лидер". Его заложили в июле 2021 года на новой Дальневосточной верфи "Звезда" (в блоге есть подробный сюжет об этой верфи) Он будет носить имя "Россия" и станет самым мощным судном такого типа в мире.
Мораль этой истории, как и вся наша жизнь - многогранна. С одной стороны она показывает качественные изменения в отрасли. Где задействовано огромное количество смежных предприятий. К примеру, один только сплав для новой "России" создают в Череповце. Скорость строительства судов существенно возросла, а их техническое оснащение не идёт ни в какое сравнение с тем, что было раньше.
Ну и, собственно, всем тем, кто любит по рассуждать на тему "раньше надо было". Надо было, поэтому и делали.
Спасибо всем, кто дочитал до конца и за внимание к публикации.
Буду рад и благодарен вашему "пальцу вверх" (особенно, если это искренне)
И вашим мыслям о происходящем в комментариях!
Пишите, что думаете! Чтобы троллям и всепропальщикам было не скучно!
И подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812