Найти в Дзене

Как формируются границы в семье? Откуда берет истоки эмоциональная зависимость?

Границы начинают формироваться еще во время беременности. Фрейд назвал беременную женщину «массой из двоих», обозначив отношения ребенка с матерью, как прототип всех последующих отношений человека с миром. Там нет границ между мамой и ребенком, они взаимопроникают друг в друга.

Качество диадических отношений, всего этого периода, будет влиять на способность к сепарации, на способность к индивидуации, на способность к построению своей личности.

Каким образом я буду выстраивать отношения с другими значимыми людьми?

Особенности диадических отношений рассматриваются как определяющие развитие различных психосоматических и психических нарушений и используются в психотерапии и психологическом консультировании в диагностических, коррекционных и терапевтических целях.

  • Диадические отношения — отношения в паре, например, «мать-ребенок». Основу таких отношений составляют социальные ожидания, которым должно соответствовать поведение каждого члена пары; только при этом условии диада функционирует нормально.  Диада рассматривается как группа из двух человек.
  • В «системе мать-дитя», в которой мать и ребенок не являются самостоятельными субъектами, а являются членами единой системы.
  • Для ребенка окружающая среда сводится к матери (или лицу, ее заменяющему), мать и ребенок образуют «закрытую систему», состоящую из двух элементов.
  • Ребенок на ранних стадиях развития воспринимает внешний мир (и себя тоже) и взаимодействует с миром не как самостоятельный субъект, а опосредованно, через взаимосвязь с матерью. Постепенно у ребенка формируется восприятие себя, матери и других объектов внешнего мира как отделенных друг от друга, имеющих самостоятельный физический статус и независимое существование.

От взаимодействия с собственной матерью, у девочки, которая сама будет потом мамой уже формируется:

  • ценность ребенка,
  • ценность материнства,
  • стиль эмоционального сопровождения,
  • качество привязанности,
  • база для развития эмпатии и сопереживания,
  • тактильный, визуальный контакт,
  • который она в дальнейшем будет использовать, вспоминая свой собственный опыт по отношению к своему ребенку.

Через игровую деятельность отрабатываются многие навыки, безусловно повторяя то, что происходит в отношениях с мамой. Как играют дети — это копирование того, что происходит внутри семьи. Сначала это происходит с игрушками, затем со сверстниками.

Добавила структурное и схематичное отражение в виде таблиц, как формируются границы в семье. Чтобы их увидеть необходимо пройти по ссылке.