Найти тему
Загадочный Север

Царевич Иван Иванович, сын Ивана Грозного, особо почитал северного святого Антония Сийского и был автором его жития

Преподобный Антоний Сийский - почитаемый святой Русского Севера, который жил в конце XV - первой половине XVI веков и основал в 1520 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь (Холмогорский район Архангельской области). Основанная преподобным обитель в последующие века имела большое значение в истории Двинской земли. Активным развитием монастырь был обязан Ивану Грозному, его царским милостыням. Преподобный Антоний поселившись на Михайловском озере недалеко от Северной Двины искал молитвенного уединения вместе с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаей, Елисеем, Александром и Ионой. В 1525 году преподобный Антоний отправил в Москву к великому князю московскому Василию III своих сподвижников – Александра и Исайю с челобитной разрешить ему основать обитель и строительство Троицкой церкви. Великий князь Василий Иоаннович даровал преп. Антонию жалованную грамоту, а также прислал для храма «церковной утвари и риз довольно». Через двадцать лет после основания, в монастыре проживало 60 человек. Не богатых имея вотчин, обитель не могла прокормить такое количество братии и преподобный был вынужден в 1540 году обратиться к малолетнему царю Ивану Васильевичу с просьбой пожаловать монастырю для содержания братии заброшенные соляные варницы в моржегорской слободке на р. Северной Двине.

Икона. Преподобный Антоний Сийский.
Икона. Преподобный Антоний Сийский.

1540 г. Челобитная игумена Троицкого Сийского монастыря Антония великому князю Ивану Василевичу о пожаловании слободки Морж и предоставлении права беспошлинной торговли солью.

Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руссии от живоначальяые Троицы от Студеного моря з Двины с Сеи реки с Михайлова озера из опщежительныя новыа пустынкы игумен Антоней з братьею плачется и челом биет.
Поставил есмя, государь, в твоем богомолии в монастыре три церкви: во имя живоначалныа Троицы и Благовещенье пречистые да Сергея чюдотворца. И твоим здравием живоначалная Троица сама место свои просвещает, и много чюдес от образа ее бывает. А братыи к нам сошлось шестьдесят опричь детей. А пришел есмь, государь, на местсеко то на пусто тому двадцать лет с летом.
И ты б, государь, нас нищих своих пожаловал, створил нам милостыню. На церковное строение, на иконы и на темьян дай в монастырь в дом живоначалныа Троицы слободку Морж. А та, государь, слободка пуста, не приписана ни к которой волости за пустом. А в той, государь, слободкы был росол, а курили в ней два цренишка, а нынеча и те запустели. А прежто твои, государь, данщикы пометили ее полуторою обжею, а дают тебе, государю, с земли с починшиков по две гривны дани, а с цренов давали по две ж гривны дани. А нынеча, государь, как не почали варити соли, ино и те починки запустели. И ослободил бы еси нам, государь, старой колодязь чистити, а новаго искати, и лес пустой сещи, и землю пахати.
И нечто живоначалная Троица милость свою пошлет, твоим, государь, жалованием проявит нам росол, и нас бы еси пожаловал, ослободил то солишко отвести на Вологду лете судном, а зиме на санех, и променити на хлеб и на иную потребу монастырскую безпошлинно. Зане ж, государь, деревень нет, а пашенные места к монастырю не пришли: болота и боры пещаны; а где, государь, упашем хлебца, и то морозом убивает. И прожити, государь, нечем.
Челобитная Антония Сийского 1540 г. // Археографический ежегодник за 1978 год. - С. 309–310

Просьба была удовлетворена. В 1543 году преподобный Антоний отправил ещё одну челобитную на расширение монастырских земель. В ответ Сийская обитель получила грамоту царя Иоанна Грозного от 28 января 1543г., где указывалось Двинскому сотскому Василию Бичурину отмежевать монастырю пожалованные царем леса и угодья "на три стороны, к (рекам) Емце, да к Сие, да к Ваймуге, по три версты в длину на сторону, и на четвертую сторону, к Каргополю... на пять верст". На этом милостыни царя не закончились. Уже через два года Иван Грозный пожаловал ещё один соляной ключ на Исаковой горе около Лисестрова (станция Исакогорка около Архангельска), а заодно освободил монастырь от уплаты пошлин за разработку соляного промысла на 5 лет. Предполагается, что Антоний Сийский мог лично встречаться с царём и его супругой Анастасией Романовой между 1547 -1555 годами. Видно преподобный смог расположить к себе молодого государя и его окружение. Иван Грозный был противником больших монастырских вотчин и пытался с этим как-то бороться, но в отношении северной обители он был щедр и выступал на стороне преподобного Антония в земельных спорах с крестьянами Емецкого стана. Эту особенность отмечают и историки. Особое расположение царя Ивана Грозного к Сийскому монастырю и его игумену передалось сыновьям царя Ивану и Феодору.

Картина. Репин И.Е. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885
Картина. Репин И.Е. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885

Преподобный Антоний Сийский почил 7 декабря 1556 года на 79-м году жизни. Сразу после смерти преподобного его ученик Филофей решил написать житие святого, но благородный порыв был остановлен монастырской братией, которая кричала: «Преже сего никтоже дерзну писати, а сей убо пишет и жития святых составляет» (Ключевский В.О.). Работа была прервана, но неоконченный труд, по мнению Ключеского В., вероятно сохранился. Примерно через двадцать лет после смерти святого, игумен Сийской обители Питирим решил обратиться к светской и церковной власти с просьбой прославить преподобного Антония в лике святых. Для этой цели в 1577-78 году инок обители Иона написал житие преподобного. В труде он использовал записи инока Филофея и рассказы монахов, которые лично знали Антония Сийского. Но этого возможно оказалось мало и было решено заручиться поддержкой царской семьи. Игумен Питирим вместе с учеником св. Антония Филофеем и новгородским архиепископом Александром, упросили наследника престола царевича Ивана написать житие преподобного Антония Сийского с Похвальным словом, а также составить службу преподобному. Иван Иванович в 1579 году исполнил эту просьбу, получив благословления на труд от митрополита Московского и всея Руси Антония. На момент составления жития ему было 25 лет. Царевич добросовестно отнесся к делу. Он тщательно расспросил своего отца, бояр, которые лично знали Антония и самих учеников преподобного, с которыми мог встретиться. За основу труда он взял житие составленное иноком Ионой, но при этот счел важным упомянуть инока Филофея как первого биографа преподобного. Царевич Иван написал предисловие к житию и сократил два первых рассказа в тексте Ионы. Остальная часть труда Ионы осталась без изменений, при этом царевич не назвал имя Ионы как автора, а себя именовал "многогрешным Иоанном русином, родом от племени варяжска, колена Августова кесаря Римскаго".

Житие преп. Антония Сийского
Житие преп. Антония Сийского

Историки высоко оценивают труд Ивана Ивановича. Исследователи творчества царевича отмечают высокую образованность наследника, его начитанность и хорошее знание текста Священного Писания, цитаты из которого он применял при написания жития преподобного Антония Сийского. Риторические отступления царевича оригинальны и живые по сравнению с текстом инока Ионы. Кроме этого он прекрасно знал жития русских святых и уверенно использовал эти знания в Похвальном слове преподобному. Особое отношение царевича к Антонию Сийскому просматривается в написание службы Антонию Сийскому. При составлении канона Иван Иванович написал кроме положенных 1, 3-9 песней (частей) ещё и 2 песнь, которая в большинстве канонов отсутствует. В конце рукописи он дописал: "Аз же любовию ко святому подвизаем написах и 2-ю песнь". После смерти царевича в 1581 году (через два года после составления жития), царь Иван Грозный сделал Сийскому монастырю вклад на помин души Ивана Ивановича "потому что царевич ... к чудотворцу Антонию веру держал...".



Источники:

Древнерусские жития святых как исторический источник / Исследование В. Ключевского. - Изд. К. Солдатенкова. - Москва : Тип. Грачева и К°, 1871. - С. 301—302

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь: библиографический указатель / [сост.: М.А. Смирнова, З.В. Истомина; отв. ред.: архимандрит Трифон (Плотников).— Архангельск, 2007.— 246 с.

Тупиков Н. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича // ЖМНП, 1894ч. 296, декабрь, с. 358—374.

Челобитная Антония Сийского 1540 г. / подгот. к публ. В. В. Брызгалов // Археографический ежегодник за 1978 год.— М., 1979