Преподобный Антоний Сийский - почитаемый святой Русского Севера, который жил в конце XV - первой половине XVI веков и основал в 1520 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь (Холмогорский район Архангельской области). Основанная преподобным обитель в последующие века имела большое значение в истории Двинской земли. Активным развитием монастырь был обязан Ивану Грозному, его царским милостыням. Преподобный Антоний поселившись на Михайловском озере недалеко от Северной Двины искал молитвенного уединения вместе с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаей, Елисеем, Александром и Ионой. В 1525 году преподобный Антоний отправил в Москву к великому князю московскому Василию III своих сподвижников – Александра и Исайю с челобитной разрешить ему основать обитель и строительство Троицкой церкви. Великий князь Василий Иоаннович даровал преп. Антонию жалованную грамоту, а также прислал для храма «церковной утвари и риз довольно». Через двадцать лет после основания, в монастыре проживало 60 человек. Не богатых имея вотчин, обитель не могла прокормить такое количество братии и преподобный был вынужден в 1540 году обратиться к малолетнему царю Ивану Васильевичу с просьбой пожаловать монастырю для содержания братии заброшенные соляные варницы в моржегорской слободке на р. Северной Двине.
1540 г. Челобитная игумена Троицкого Сийского монастыря Антония великому князю Ивану Василевичу о пожаловании слободки Морж и предоставлении права беспошлинной торговли солью.
Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руссии от живоначальяые Троицы от Студеного моря з Двины с Сеи реки с Михайлова озера из опщежительныя новыа пустынкы игумен Антоней з братьею плачется и челом биет.
Поставил есмя, государь, в твоем богомолии в монастыре три церкви: во имя живоначалныа Троицы и Благовещенье пречистые да Сергея чюдотворца. И твоим здравием живоначалная Троица сама место свои просвещает, и много чюдес от образа ее бывает. А братыи к нам сошлось шестьдесят опричь детей. А пришел есмь, государь, на местсеко то на пусто тому двадцать лет с летом.
И ты б, государь, нас нищих своих пожаловал, створил нам милостыню. На церковное строение, на иконы и на темьян дай в монастырь в дом живоначалныа Троицы слободку Морж. А та, государь, слободка пуста, не приписана ни к которой волости за пустом. А в той, государь, слободкы был росол, а курили в ней два цренишка, а нынеча и те запустели. А прежто твои, государь, данщикы пометили ее полуторою обжею, а дают тебе, государю, с земли с починшиков по две гривны дани, а с цренов давали по две ж гривны дани. А нынеча, государь, как не почали варити соли, ино и те починки запустели. И ослободил бы еси нам, государь, старой колодязь чистити, а новаго искати, и лес пустой сещи, и землю пахати.
И нечто живоначалная Троица милость свою пошлет, твоим, государь, жалованием проявит нам росол, и нас бы еси пожаловал, ослободил то солишко отвести на Вологду лете судном, а зиме на санех, и променити на хлеб и на иную потребу монастырскую безпошлинно. Зане ж, государь, деревень нет, а пашенные места к монастырю не пришли: болота и боры пещаны; а где, государь, упашем хлебца, и то морозом убивает. И прожити, государь, нечем.
Челобитная Антония Сийского 1540 г. // Археографический ежегодник за 1978 год. - С. 309–310
Просьба была удовлетворена. В 1543 году преподобный Антоний отправил ещё одну челобитную на расширение монастырских земель. В ответ Сийская обитель получила грамоту царя Иоанна Грозного от 28 января 1543г., где указывалось Двинскому сотскому Василию Бичурину отмежевать монастырю пожалованные царем леса и угодья "на три стороны, к (рекам) Емце, да к Сие, да к Ваймуге, по три версты в длину на сторону, и на четвертую сторону, к Каргополю... на пять верст". На этом милостыни царя не закончились. Уже через два года Иван Грозный пожаловал ещё один соляной ключ на Исаковой горе около Лисестрова (станция Исакогорка около Архангельска), а заодно освободил монастырь от уплаты пошлин за разработку соляного промысла на 5 лет. Предполагается, что Антоний Сийский мог лично встречаться с царём и его супругой Анастасией Романовой между 1547 -1555 годами. Видно преподобный смог расположить к себе молодого государя и его окружение. Иван Грозный был противником больших монастырских вотчин и пытался с этим как-то бороться, но в отношении северной обители он был щедр и выступал на стороне преподобного Антония в земельных спорах с крестьянами Емецкого стана. Эту особенность отмечают и историки. Особое расположение царя Ивана Грозного к Сийскому монастырю и его игумену передалось сыновьям царя Ивану и Феодору.
Преподобный Антоний Сийский почил 7 декабря 1556 года на 79-м году жизни. Сразу после смерти преподобного его ученик Филофей решил написать житие святого, но благородный порыв был остановлен монастырской братией, которая кричала: «Преже сего никтоже дерзну писати, а сей убо пишет и жития святых составляет» (Ключевский В.О.). Работа была прервана, но неоконченный труд, по мнению Ключеского В., вероятно сохранился. Примерно через двадцать лет после смерти святого, игумен Сийской обители Питирим решил обратиться к светской и церковной власти с просьбой прославить преподобного Антония в лике святых. Для этой цели в 1577-78 году инок обители Иона написал житие преподобного. В труде он использовал записи инока Филофея и рассказы монахов, которые лично знали Антония Сийского. Но этого возможно оказалось мало и было решено заручиться поддержкой царской семьи. Игумен Питирим вместе с учеником св. Антония Филофеем и новгородским архиепископом Александром, упросили наследника престола царевича Ивана написать житие преподобного Антония Сийского с Похвальным словом, а также составить службу преподобному. Иван Иванович в 1579 году исполнил эту просьбу, получив благословления на труд от митрополита Московского и всея Руси Антония. На момент составления жития ему было 25 лет. Царевич добросовестно отнесся к делу. Он тщательно расспросил своего отца, бояр, которые лично знали Антония и самих учеников преподобного, с которыми мог встретиться. За основу труда он взял житие составленное иноком Ионой, но при этот счел важным упомянуть инока Филофея как первого биографа преподобного. Царевич Иван написал предисловие к житию и сократил два первых рассказа в тексте Ионы. Остальная часть труда Ионы осталась без изменений, при этом царевич не назвал имя Ионы как автора, а себя именовал "многогрешным Иоанном русином, родом от племени варяжска, колена Августова кесаря Римскаго".
Историки высоко оценивают труд Ивана Ивановича. Исследователи творчества царевича отмечают высокую образованность наследника, его начитанность и хорошее знание текста Священного Писания, цитаты из которого он применял при написания жития преподобного Антония Сийского. Риторические отступления царевича оригинальны и живые по сравнению с текстом инока Ионы. Кроме этого он прекрасно знал жития русских святых и уверенно использовал эти знания в Похвальном слове преподобному. Особое отношение царевича к Антонию Сийскому просматривается в написание службы Антонию Сийскому. При составлении канона Иван Иванович написал кроме положенных 1, 3-9 песней (частей) ещё и 2 песнь, которая в большинстве канонов отсутствует. В конце рукописи он дописал: "Аз же любовию ко святому подвизаем написах и 2-ю песнь". После смерти царевича в 1581 году (через два года после составления жития), царь Иван Грозный сделал Сийскому монастырю вклад на помин души Ивана Ивановича "потому что царевич ... к чудотворцу Антонию веру держал...".
Источники:
Древнерусские жития святых как исторический источник / Исследование В. Ключевского. - Изд. К. Солдатенкова. - Москва : Тип. Грачева и К°, 1871. - С. 301—302
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь: библиографический указатель / [сост.: М.А. Смирнова, З.В. Истомина; отв. ред.: архимандрит Трифон (Плотников).— Архангельск, 2007.— 246 с.
Тупиков Н. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича // ЖМНП, 1894ч. 296, декабрь, с. 358—374.
Челобитная Антония Сийского 1540 г. / подгот. к публ. В. В. Брызгалов // Археографический ежегодник за 1978 год.— М., 1979