В прошлой статье про Титикаку упоминается, что до сражения между противниками там дело не дошло, перуанцы благоразумно сдались чилийцам. Другое дело африканские озёра в Первую мировую войну.
Начнём с озера Ньяса. Именно здесь произошло первое сражение Первой мировой войны на воде, в интернете его почему-то называют морским сражением. И можно ли его называть сражением вообще?
Театр и расстановка сил.
Озеро Ньяса имеет длину 584 км, а его ширина варьируется от 16 до 80 км. Девятое по величине в мире и третье в Африке. Славится сильными штормами в период с мая по сентябрь. На тот момент к его берегам выходили колониальные владения трёх государств - Британии, Германии и Португалии. Конечно, на озере существовало судоходство, и как тут обойтись без вооружённых плавсредств? Начнём с германских, которых существовало всего одно - пароход "Hermann von Wissmann".
Полное водоизмещение 110 тонн, длина 27,3 метра, скорость 8 узлов.
Как единственный корабль немецкой администрации на озере, выполнял много функций, был одновременно войсковым транспортом, канонерской лодкой, гидрографическим судном и т. д. Периодически использовался и в гражданских целях. История его появления там такова - Герман фон Виссман служил губернатором в Германской Восточной Африке в 1889-1891 и в 1895-1896 гг.
И сильно он не любил работорговлю и работорговцев, в частности, арабских, вывозивших по озеру негров для продажи. Чтобы этому воспрепятствовать, он собрал средства для строительства канонерской лодки, которую скромно назвали его именем. Она была построена на верфи Jansen & Schmilinsky в Гамбурге в 1890 году, разобрана, доставлена на озеро Ньяса и вторично спущена в 1894 году. О методах такой доставки я более подробно расскажу ниже.
Есть разночтения о вооружении канонерки. Но в любом случае это была скорострельная пушка Гочкиса калибра 37 или 47 мм.
Кто были её вероятные противники? О португальцах вообще ни слуху, ни духу, у англичан же имелись как минимум два подобных судна.
Первое - это SS Gwendolen. Водоизмещение 350 тонн, длина 41 метр:
Судно было спущено на воду в 1899 году в Форт-Джонстоне на берегу Ньясы, который теперь называется город Мангочи. Ясно же, что построено оно было также в Европе и доставлено на озеро в разобранном виде. Предполагалось, что оно будет вооружено четырьмя орудиями, но в итоге была установлена только одна шестифунтовка.
Вот этот джентльмен на своём канале TheHistoryGuyChannel
в ролике, посвящённом событию, к которому мы постепенно подбираемся, рассказывает, что даже для одного орудия был недостаточный запас снарядов, а команда была плохо обучена стрельбе из него.
Её подготовка в статье Victory on Lake Nyasa британского автора Janie Hampton ( о ней мы ещё упомянем в конце) описывается так: . The Gwendolen was fitted with a six-pounder Hotchkiss, but it had never been used and nobody knew how to fire it. The shells were eventually found in a box labelled ‘Spares’ and Jock, a Scottish shop assistant in Fort Johnston, was enlisted after he bragged that he had been a volunteer seaman-gunner in Glasgow, though he was not sure how much he remembered.
""Гвендолин" была оснащена шестифунтовым "Хотчкиссом", но им никогда не пользовались, и никто не знал, как из него стрелять. В конце концов снаряды были найдены в коробке с надписью "Запасные части", и Джока, шотландского продавца в Форт-Джонстоне, зачислили в команду после того, как он похвастался, что был добровольцем-морским артиллеристом в Глазго, хотя теперь не был уверен, много ли он помнит"
К тому же немецкое орудие было более скорострельным, что при бое в равных условиях ставило под сомнение шансы англичан победить. Так что неудивительно, что они пошли другим, не раз и до того, и после использованным ими путём. Но пока до этого было далеко.
Надо на себе испытать всю скуку службы в условиях тропиков на забытом богом озере в окружении негров, чтобы понять, почему при всяком удобном случае командиры обоих кораблей, Берндт и Роудс, с удовольствием совместно раздавливали бутылочку-другую, что лишь укрепляло их взаимную приязнь. Так оно и шло, пока не наступило лето 1914 года.
13-го августа Gwendolen вышел из базы с заданием напасть на немцев, которые, как оказалось, были не в курсе о начавшейся войне, а "Hermann von Wissmann" был поднят из воды и проходил ремонт в порту Sphinxhafen (Сфинксхафен) который теперь называется Люли. Вот он у входа в эту бухту:
Далее опять предоставим слово Janie Hampton: "...В этот момент
в поле зрения появился "фон Виссманн" с белым корпусом, вытащенный на берег. На дистанции 2000 ярдов Роудс приказал Джоку открыть огонь. Боеприпасам было более 15 лет, и первый снаряд не разорвался.
Следующие несколько снарядов приземлились далеко за своей целью, что распугало африканских жителей деревни. Наконец, прямое попадание
в "фон Виссманн", поднявшее дождь осколков. В этот момент небольшая лодка, в которой находился дородный европеец, одетый в жилет и шорты, начала грести к ним от пляжа. Роудс приказал ‘Прекратить огонь’... "
Это был командир "фон Виссмана" Берндт. Сильно удивлённый атакой, он в запале осведомился, не допился ли его английский приятель до белой горячки, на что ему отвечали, что вообще-то война идёт уже полмесяца, и лучше отдай свой пистолет. В то же время Роудс пытался успокоить Берндта, предложив ему стул и стакан виски.
Немецкий пароход на берегу:
Тем временем британская команда высадилась на берег, демонтировала жизненно важные детали машины и орудие, после чего вернулась на борт. Я нигде не нашёл ничего о сопротивлении немцев. Берндта отправили на берег, а Gwendolen ушёл в залив Нката Бэй.
Однако англичане опасались, что немцы сумеют-таки восстановить свой корабль, поэтому 29 мая 1915 предприняли вторую экспедицию в Сфинксхафен, состоящую из "Gwendolen" и MV Chauncy Maples. Утром войска высадились к югу от Сфинксхафена не встречая сопротивления. В это время "Guendolen" вошёл в залив. В 500 м от деревни немцы заметили противника и открыли огонь. "Gwendolen" тоже был обстрелян. Англичане атаковали форт, но не обнаружили противника - немцы ушли. Вот карта боевых действий:
Так как не представлялось возможным увести корабль, то с помощью динамита проделали два отверстия в днище и уничтожили винт и котлы.
Около 14:30 десант отправился обратно. Тем временем немцы вернулись и открыли огонь по уходящему прикрытию. О пострадавших неизвестно. В принципе, война здесь на том и кончилась.
В апреле 1916 года поступила информация, что немцы собираются отремонтировать судно. Небольшие силы отправились в Сфинксхафен 28 апреля 1916, но оказалось, что информация не имеет никаких оснований.
В марте 1918 "Hermann von Wissmann" был восстановлен англичанами и ходил по озеру под именем "King George".
В 1920 году корабль был продан торговой компании Ньясаленд и переименован в "Malonda", что на местном языке означает "товар". Под этим названием корабль ходил до 1950 года, после чего был отправлен на слом.
HMS Gwendolen вывели из состава Королевского флота аж в 1940 году, до 1943-го он работал в качестве гражданского парома, после чего отправился на слом, однако некоторые его части пошли на ремонт упомянутой выше Chauncy Maples.
Вот о ней поподробнее.
Заказанный миссионерской организацией UMCA, работавшей в Африке, 150-тонный корабль был построен в Глазго. После демонтажа сложный комплект из почти 3481 детали был доставлен грузовым судном в португальскую Восточную Африку, а затем отбуксирован баржей на Замбези, откуда перемещался к месту сборки по труднопроходимой местности и по руслам рек. Часть переносилась на головах мужчин и женщин племени нгони. Зачётные шапочки у мужиков:
В среднем они преодолевали всего 5 км (3 мили) в день. Однако котёл не разберёшь. Он весил 11 тонн и перевозился целиком на специальной платформе. Местами её тянул паровой трактор, а местами 450 всё тех же нгони. Всего надо было преодолеть около 560 км.
Повторная сборка оказалась даже более трудной, чем путешествие — по ошибке номера деталей были выбиты на каждой секции до процесса цинкования, что усложнило задачу, плюс невысокая квалификация сборщиков. На повторную сборку ушло два года; Судно было окончательно спущено на воду 6 июня 1901 года и названо в честь епископа Чаунси Мэйплса,, англиканского миссионера, позже епископа Ньясаленда. В 1895 году его лодка перевернулась во время шторма на озере Ньяса, и он утонул из-за веса своей рясы.
После войны судно продолжило свою благотворительную деятельность. Вот оно в день своего 50-летия:
В 1953 году его переоборудовали в траулер, но в 1967-м правительство Малави купило его, переоборудовало в грузо-пассажирское судно и заменило паровую машину дизелем. А паровая машина хранится в Музее озера Малави (Ньяса) в Магочи. Официальная проверка в 1992 году выявила незначительные повреждения клепаного стального корпуса; хотя корпус с одной обшивкой больше не соответствует действующим правилам, судну было предоставлено исключение по причине исторической важности. Но время шло, а оно не щадит никого. Судно в 2008 году:
И тут снова на сцене появляется Джейн Хэмптон. В 2009 году она с компанией единомышленниц создала фонд, предназначенный для восстановления судна и превращения его в плавучий медицинский центр. В мае 2009 года морской инженер Питер Волшенк пришел к выводу, что корабли, построенные недавно, выглядели хуже уже после двадцати лет эксплуатации. Более высокое качество стали, произведенной в 1899 году, несомненно, также сыграло свою роль
В январе 2012 года его подняли на берег для продолжения восстановительных работ. Фонду удалось собрать 2 млн. фунтов. Ожидалось, что судно вернется к задаче, для которой оно было задумано, в конце 2014 года. Однако в 2017 году траст объявил, что реставрация прекращена.
«Фонд Chauncy Maples Malawi Trust (CMMT), базирующийся в Великобритании, совместно с португальской компанией Mota-Engil, с сожалением сообщает, что их совместный проект по ремонту 100-летнего миссионерского судна Chauncy Maples на озере Малави не будет продолжаться. По мере продвижения работ на судне выявились непредвиденные проблемы с целостностью корпуса, а это означает, что затраты на ремонт превысили то, что можно считать экономически целесообразным, если помнить, что целью благотворительности является оказание медицинской помощи, а судно должно быть лишь средством доставки».
Что с ним сейчас - мне неизвестно.
А в следующей статье вспомним о сражениях на озере Танганьика, куда более масштабных и кровопролитных.
******
Полное оглавление этого журнала