Всадник без головы. СССР–Куба, 1973. Режиссер Владимир Вайншток. Сценаристы: Владимир Вайншток, Павел Финн (по мотивам романа Т. Майн Рида). Актеры: Олег Видов, Людмила Савельева, Эслинда Нуньес и др. 68,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
«Приключенческий жанр не боится упрека в преувеличениях: он без них жить не может. Герой такого рода произведений всегда безмерно отважен, находчив, благороден. И пусть перед ним разверзаются бездонные пропасти, грозно шумят бурлящие потоки, пусть подстерегают его дикие звери и преследуют самые отъявленные негодяи — он преодолеет препятствия, выйдет победителем из любых схваток, и самые прекрасные женщины подарят ему свою любовь...
Напряженная интрига и почти этнографическая достоверность описаний делают это произведение словно бы предназначенным для экрана. …
Кажется, то, что мы видим в этой картине — Техас, прерии, салуны и т.д.— уже давно отработано на мировом экране и сегодня годится разве что для пародий. Однако за исключением нескольких сцен, например, сцены дуэли, «Всадник без головы» вовсе и не похож на традиционный вестерн, не подражает его стилистике и не пародирует ее. У фильма свои традиции — доброй приключенческой картины. …
Увлеченно играет Мориса актер Олег Видов, его герой великодушен и отважен. Это рыцарская натура с ее истинным благородством, отзывчивостью на чужую беду. …
Сценаристы «Всадника» сумели создать динамичный киновариант романа без явных стыков и швов, которые так часто бросаются в глаза при встречах с экранизациями. Чтобы понять поступки героев и мотивы происходящего, зрителю не придется вновь обращаться к роману.
Это не значит, что все эпизоды и диалог безупречны. Так, не представляется «находкой» жестокий самосуд, который под занавес Морис устроил над своим врагом, хотя Колхаун и заслужил позорную смерть. Но я говорю об этом не потому, что такого эпизода нет в романе, просто подобные действия не в характере справедливого мустангера.
Как и к довоенному «Острову сокровищ», музыку здесь написал Никита Богословский, и вновь это темпераментное, соответствующее духу фильма сопровождение. Хотя нельзя не пожалеть, что во «Всаднике без головы» не появилось ни одной такой же запоминающейся песни, как в ранних картинах В. Вайнштока.
Режиссер Владимир Вайншток широко известен фильмами «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». Обе эти картины были поставлены еще в конце тридцатых годов, но, как видим, творческие пристрастия режиссера остались неизменны. И я думаю, что нынешнее подрастающее поколение будет смотреть «Всадника без головы» с таким же увлечением, как мы когда-то смотрели первые фильмы этого режиссера» (Всеволод Ревич. Старый Зеб приходит вовремя // Советский экран. 1973. № 19. С. 9).