Найти тему
Uralweb.ru

"Кондукторов нет": Рассказ водителя автобуса в Германии о своей работе

Реформировали-реформировали да не выреформировали — система общественного транспорта Екатеринбурга переживает затяжной кризис. Не будучи специалистом рассуждать о его причинах бессмысленно. Портал Uralweb решил в подробностях узнать, как это работает в стране, откуда к нам десятилетиями прибывали сами — не новые, но очень удобные — автобусы из Германии. Рассказать в том, как организована перевозка пассажиров в небольшим городке земли Нижняя Саксония, мы попросили самого что ни на есть настоящего водителя автобуса. Конечно, можно возразить, что абсурдно сравнивать городок на 75 000 жителей с полуторамиллионным мегаполисом. Но умный человек всегда найдет, чему можно поучиться у другого. Учитывая нынешние политические реалии мы не будем называть настоящее имя рассказчика, любезно согласившегося ответить на наши вопросы, и обойдемся привычным русскому слуху красивым немецким именем Ханс. И, конечно, эта публикация не могла бы состояться без помощи русской супруги Ханса Юлии*. «Не хватает водителей» Как рассказал Ханс, в Германии, как и в России, есть муниципальные и частные автобусные перевозчики. Но все они работают от имени города. «Город дает им контракт, и они должны соблюдать эти условия», — говорит Ханс о частных перевозчиках. Город устанавливает, какого цвета должен быть автобус, количество автобусов, размер. Цена проезда одинаковая. Как и в нашем «Гортрансе», в Германии также есть нехватка водителей (кондукторов там нет в принципе). В компании Ханса, по его прикидкам, русских водителей работает даже чуть больше, чем немцев — 35% и 30% соответственно. Остальные 35% - выходцы из других стран. «Не хватает водителей», — констатирует он. Одной зарплаты водителя автобуса в Германии хватает на съемное жилье и питание семьи из трех человек, говорит Ханс. Как и все автоперевозчики, компания Ханса обеспечивает его рабочей одеждой. В нее входят: белая рубашка с длинным рукавом, белая рубашка-поло с коротким рукавом, темно-синие джинсы, темно-синие куртки на два сезона, два гастука разного цвета. Если сегодня автобус курсирует внутри города — водитель надевает один галстук, если между ближайшими городами — другой. Также компания выдает рюкзак и термокружку (на всех вещах, исключая джинсы — логотип компании). Водитель покупает себе только обувь.

   В течение дня водитель автобуса в Германии обслуживает несколько разных маршрутов. Фото: предоставлено Юлией
В течение дня водитель автобуса в Германии обслуживает несколько разных маршрутов. Фото: предоставлено Юлией

«Кондуктор, нажми на тормоза» Рабочий день Ханса начинается рано — первые автобусы выходят на линию в 05.15. Последний рейс внутри города заканчивается в 21.50. Рабочая неделя составляет около 40 часов, а вот рабочий день ненормированный. Водитель может находиться за рулем от 3 до 12 (!) часов. В конце каждого месяца составляется индивидуальный план работы на следующий. Если рабочий день длится больше 8 часов, положены два-три перерыва, в том числе двухчасовой, в который можно поехать домой поесть и отдохнуть. В день один водитель выполняет несколько рейсов, от 2 до 5, причем разных маршрутов (они отображаются на электронном табло над лобовым стеклом). При заходе пассажиров в автобус водитель сам сканирует их проездные карты или принимает оплату наличными. Посадка производится исключительно через первую дверь, выход — через среднюю и последнюю. Помочь посадить в салон инвалида-колясочника — это тоже обязанность водителя автобуса. Для этого он выходит, откидывает ступеньку-пандус и, когда коляска заедет, закрепляет ее на специальном месте ремнями, если человек не может пристегнуться самостоятельно. Покинуть салон инвалиду также помогает водитель.

   Фото: предоставлено Юлией
Фото: предоставлено Юлией

Еще одна особенность автобусов в Германии — никакой рекламной продукции в салоне. Это попросту запрещено. Единственная информация, которую там можно почитать — это стоимость проездных. «Может и мимо проехать» Место, с которого производится посадка, в Германии выделено специальной рифленой плиткой. Ее чувствуешь подошвой, поэтому ориентируются даже невидящие. «Если стоять внутри остановки, автобус может и мимо проехать. Это означает, что вы ждете другой автобус — так это понимает водитель, — объясняет Юлия. — Пассажир тоже должен нажать кнопку внутри салона, потому что если никто не нажал кнопку и на остановочном комплексе никого нет, водитель поедет дальше».

   Когда приближается ваш автобус, нужно встать у разметки (рифленой полосы). Место, где начинается посадка, выделено прямоугольником. Фото: предоставлено Юлией
Когда приближается ваш автобус, нужно встать у разметки (рифленой полосы). Место, где начинается посадка, выделено прямоугольником. Фото: предоставлено Юлией

По словам Ханса, общественным транспортом пользуются все. «Это зависит от того, куда нужно доехать. Если удобно, то — общественный транспорт. Но есть люди, которые не приемлют городской транспорт. Они всегда на автомобиле, даже если ехать менее километра», — добавляет он. Автобус — самый популярный вид общественного транспорта в городах, где нет метро, говорит Ханс. Электротранспорт также очень популярен. Но немцы понимают под этим гибриды (электро + бензин). «А в ближайшем будущем будут электроавтобусы», — говорит Ханс. Что такое троллейбус он знает, но в Германии он не встречал этот вид транспорта даже в больших городах. Приоритет на дорогах в Германии отдан не общественному, а личному автотранспорту. «38 попугаев» «Полтора года назад билет на автобус стоил 2.60 евро, теперь — 2.70 евро. Для детей до 14 лет проезд стоит 1.50 евро. Не могу сказать, что это дорого для немцев, — говорит Ханс. — Да, после повышения люди нам жаловались первые несколько дней. Но это все равно недорого с учетом того, что минимальная оплата труда в Германии — 12 евро в час». Вспомнив про индекс Бигмака мы с Юлией и Хансом тоже решили измерить стоимость проезда в Екатеринбурге и в Германии «в попугаях». Выяснилось, что на 2.70 евро можно купить: десяток яиц (1.99 евро), два литра молока (1.05 за литр), 2 килограмма сахара, 3 килограмма муки, 2 большие булки хлеба, 5 плиток шоколада по 100 граммов. Большинство пользующихся общественным транспортом немцев предпочитают проездные, тем более что он действует не только в городах, но и в поездах, курсирующих между близлежащими населенными пунктами (поэтому ездить на работу или учебу из другого города — это у немцев тоже обычная практика).

   Фото: предоставлено Юлией
Фото: предоставлено Юлией

Взрослый проездной на месяц стоит 70 евро (дешево это или дорого легко понять по тому, что одна заправка автомобиля на АЗС обходится в 70-90 евро). Для малообеспеченных граждан проездной обходится в 23 евро в месяц, для учащихся до 21 года — 10 евро в месяц. «Город бы обязательно отрегулировал» Как и в Екатеринбурге, в период пандемии пассажиропоток в Германии тоже упал (по подсчетам Ханса, меньше чем наполовину). Сегодня проблемы уже нет. По словам Ханса, немецкие перевозчики тоже получают субсидии, но проблему падения пассажиропотока города в Германии привыкли решать самостоятельно. «Город бы обязательно отрегулировал проблему, — выразил уверенность Ханс, узнав о постоянных жалобах муниципального транспорта в Екатеринбурге на убыточность. — В Германии больше выбора в проездных: по возрасту, по времени, по количеству транспорта, по условиях в выходные дни. Есть даже проездной, по которому в выходной можно проехать вдвоем. Прошлым летом (когда в Германии подскочила стоимость топлива — ред.) власти значительно снизили стоимость проездных и у нас увеличился поток пассажиров. А еще рядом с нами есть небольшой городок, там проезд уже включен в счет за электричество дома. В транспорте там никто уже не платит по умолчанию, но — могут проверить, есть ли у тебя карта проживающего в этом городе".

-6

Шанс встретить контролера не очень велик. Штраф за безбилетный проезд составляет 60 евро, который так или иначе обязательно взыщут. *Выражаем огромную признательность Юлии и Хансу за участие и помощь в подготовке публикации!