- Во-первых, на подрамник. Он должен быть прочным, желательно не тяжёлым. Подрамник ни в коем случае не должен быть поведён винтом, это недопустимо. Обязательно нужны скосы или округлый бордюр по краю подрамника, чтобы холст ни в коем случае не примыкал к дереву. Любой серый налёт на рейках – это тревожный сигнал.
- Во-вторых на натяжку холста. Нити холста должны быть параллельны краям подрамника, гвозди (или скобы) забиты равномерно друг от друга. Очень часто производитель не стесняется сдавать товар, где в углах подрамника, холст уже успел дать существенные складки - это брак.
- В-третьих на грунт. На ощупь можно определить, что грунт скользит, и масляную краску он не будет держать. Если провести по холсту с обратной стороны подрамника, то есть с негрунтованой стороны, аккуратно пальцем, то не должно быть слышно потрескивания грунта. Да и если вы уже начали писать, а с обратной стороны проявилось масло, то этот грунт не пригоден к работе. Вы потратите очень много материала, а это деньги, и своих сил, но работа будет прожухшей.
- В-четвертых на фактуру (зернистость) холста. Она определяется толщиной нитей ткани и делится на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Фактурность необходимо учитывать для решения определенных живописных задач. Для гладкой тонкослойной живописи лучше всего подходят мелкозернистый или среднезернистый холст. Фактурная, пастозная живопись должна иметь более толстое и крепкое основание.
Выбор холста
Льняной холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей льна. Имеет сероватый и желтоватый цвет. Обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям. Волокно льна в несравненно меньшей степени, чем другие, способно к структурным изменениям, вызываемым внешними физико-механическими воздействиями. Это позволяет льняным тканям сохранять первоначальную фактуру (зернистость), имеющую немаловажное значение для живописи.
Хлопчатобумажный холст изготавливают из пряжи, получаемой из семян хлопчатника. Имеет кремово-белый цвет. По прочности значительно уступает льняным тканям. Очень гигроскопичен (поглощает влагу), подвержен гниению, в нём легко развивается плесень. Натянутый на подрамнике холст из хлопка через некоторое время провисает. Рекомендую для учебных работ.
Комбинированный холст вырабатывается из нитей, сочетающих растительные и химические волокна. Выпускаются полульняные холсты, состоящие из волокон льна и синтетических нитей. Такие холсты отличаются более светлым тоном, так как синтетические нити основы из полиэстера или лавсана — белые, блестящие, а льняные нити утка — серого цвета. Комбинированные холсты обладают различной эластичностью и устойчивостью. Каждый тип волокон по-разному поглощает влагу, изменяя при этом степень натяжения всей поверхности полотна на подрамнике. Неодинаковая гигроскопичность сырьевых материалов, а следовательно, неодинаковая адгезия (сцепление) с грунтом становится причиной быстрого разрушения красочного слоя. Поэтому не рекомендую использовать комбинированный холст в качестве основы для живописи.
Таким образом, правильно выбранный холст и подрамник во многом влияют на качество живописи, свободу и лёгкость ведения живописного процесса. А также верный выбор сказывается на сохранности полотна и произведения в целом. И все эти плюсы экономят ваши деньги на самом первом этапе создания картины, и помогают в дальнейшем выгодно продать её.