Разбираем основные причины и отвечаем на вопросы
Собственность — сложное понятие. Особенно для детей, у которых пока не много жизненного опыта.
Как и другие проявления трудного поведения, воровство не приносит детям удовольствие. Они берут чужие вещи, потому что еще не умеют поступать по-другому.
Дети берут чужое, потому что хочется, и еще нет навыка контролировать импульс
Знание о том, что каждая вещь принадлежит кому-то, появляется у детей не сразу.
Дети дошкольного возраста не понимают, что обижают кого-то, забирая чужую игрушку. Они поступают так просто потому что она им понравилась.
Дети берут чужое, чтобы выразить стресс или недовольство
Поступок может быть импульсивным. Например, в ситуации, когда ребенок переживает тяжелые события: переезд в другой город, смену школы, травлю со стороны сверстников.
Дети берут чужое, чтобы наказать того, кто по их мнению не прав
Спокойно решить конфликт бывает трудно даже взрослым. Этот навык формируется в подростковом возрасте, поэтому дети помладше могут брать чужие вещи, чтобы «восстановить справедливость». Например, забрать вещь одноклассника, который их обидел.
Дети берут чужое, чтобы завоевать авторитет среди сверстников
Подростки сильно подвержены влиянию сверстников. В этом возрасте сложно отказаться от авантюры, потому что есть риск стать изгоем. Чтобы влиться в компанию, подростки могут идти на рискованное поведение, к которому относится воровство. Например, на спор украсть что-то в магазине.
Дети берут чужое, чтобы привлечь внимание взрослых
Детям сложно переживать безразличие родителей, но часто они не умеют выразить это словами. Воровство может стать способом восполнить недостаток родительского внимания. Например, ребенок берет чужую вещь и знает, что родители за это «уделят ему время», пусть и в форме строгого разговора.
Что делать, если я думаю, что ребенок взял чужую вещь?
В момент, когда становится известно о пропаже, ребенку тяжело рассказать, кто взял вещь, или сознаться в том, что это сделал он.
Поговорите с ребенком в спокойной обстановке без допросов и наказаний, чтобы узнать, видел ли он, что произошло.
Что делать, если ребенок говорит, что ничего не знает, но вы видели у него пропавшую вещь?
Дети берут чужое не со злым умыслом. Они не умеют контролировать свои желания и пока не могут предсказать последствий некоторых поступков.
Поговорите с ребенком о том, по каким причинам люди иногда могут брать чужие вещи, и расскажите, что в таких ситуациях есть выход — вернуть вещь и не допускать такого в будущем.
Поддержите ребенка и скажите, что все совершают ошибки. Важно дать ребенку понять, что вы все равно будете рядом.
Как помочь ребенку вернуть чужую вещь?
Скорее всего, ребенок испытывает стыд и чувство вины из-за того, что взял чужое. Важно дать ему возможность вернуть вещь так, чтобы никто не узнал об этом.
Например, если это произошло дома, можно поставить коробку в уединенное место и попросить положить вещь туда до завтрашнего вечера. Нужно сделать этот процесс анонимным.
Что делать, чтобы ситуация не повторялась?
Введите правила. Они будут работать, если будут касаться не только ребенка, а всех, кто находится в пространстве, в котором эти правила установлены.
Например, дома можно договориться, что чужую вещь можно брать только попросив разрешения у владельца
Интересные материалы по теме:
→ Воровство в классе: что делать, если у ученика пропала вещь?
→ Как отстраненность родителей влияет на ребенка?
→ Кто такой безопасный взрослый?