Найти тему

Обучение не должно быть каторгой

Мать принесла на консультацию тетради десятилетней дочки, которая учится дома. Девочка каждый день переписывает по 3-5 страниц текста. Целесообразность такой работы вызывает большие вопросы. Скажу прямо: это отнюдь не полезно, и мы подобные практики не поддерживаем. Как бы то ни было, способность ежедневно столько писать говорит о хорошем нейропсихологическом статусе ученицы. Ведь для большинства её товарищей написать даже небольшое упражнение и то серьезная проблема. Но мать всё равно недовольна:

– Дочь делает ошибки, может даже буквы пропускать, невнимательная.

– И взрослый мог бы ошибиться, если бы ему пришлось написать столько, сколько ей. Это ваша инициатива?

– Моя, а как иначе? Но она всё равно с ошибками пишет, помогите от них избавиться!

– Для начала договоримся снизить нагрузку раз в десять. Нет никакой необходимости ежедневно усаживать десятилетнюю ученицу за письменный стол на несколько часов. Так вы рискуете заработать не грамотное письмо, а искривление позвоночника и ещё что-нибудь похуже, потому что это – форменное издевательство. Для чего вы это делаете?

– Отрабатывать почерк, ну и грамотность тоже.

– Ни то ни другое от переписывания не улучшается. Если долго заставлять писать через силу, слабый организм может дать неврологический ответ, последствия которого придется лечить. Ведь и взрослую спортивную нагрузку малолетнему школьнику никто не даст: она тоже рассчитывается дозированно.

– Боюсь, что с таким почерком она не сдаст в 9 классе ОГЭ!

– Ваша дочь пока что ещё в 4 классе. Никто не знает, что будет через 5 лет. Думайте не об этом, а о том, как вы проведёте время сегодня. И раз уж вы пришли за советом, то я вам рекомендую с сегодняшнего дня прекратить переписывания. Вы будете посещать наши занятия, а потом вместе отрабатывать навык – "стрелять" фонетические и грамматические позиции. Эта работа слухоречевая. Писать при этом почти не придётся. Задача на данный момент – отрабатывать внимание и фонематический слух. На вашем нынешнем этапе грамотность зависит только от этого.

– А как же знания?

– Знания – это не грамотность. Их никуда нельзя приложить до тех пор, пока человек плохо различает звуки речи и слабо улавливает смысл фраз, которые пишет. Сейчас речь может идти о формировании навыка: надо отрабатывать внимание, не путать трудности фонетические и грамматические. Все ученики, которых мы принимаем на курс, быстро обучаются этому. Уже через пару занятий будет заметна разница в поведении при письме и в самом письме. А почерк ещё не раз успеет измениться. И он у ученицы вполне нормален и хорошо читаем. Куда важнее скорость письма. Она коррелирует со скоростью мышления. Но главное, не волнуйтесь. Ваши опасения надуманы, это результат внутренней тревоги. Вместо долгих часов упражнений лучше провести это время на воздухе.

Переход на семейное обучение требует от родителей грамотного подхода. Здесь мы наблюдаем две крайности. Первая – ученику пачками покупают дистанционные программы, с которыми он не в состоянии справиться даже на уровне интерфейса, или онлайн-курсы, где он умирает от скуки, ничего не делая, и укрепляет только свою паразитарную позицию. Вторая крайность – это как раз описанный случай. Мать решила всё взять в свои руки, но у неё нет необходимого опыта, и это отсутствие она старается компенсировать неуёмным перфекционизмом. Оба подхода не сулят ничего хорошего, а второй вариант ещё и вреден для здоровья, как физического, так и психического. Излишняя озабоченность и не соответствующие развитию ученика амбиции создают тяжёлую и гнетущую атмосферу. Нагрузки должны быть строго нормированы, а ожидаемый результат лежать в реальной плоскости. Наш курс «Антидисграфия» разработан с учётом возрастных особенностей учеников и позволяет существенно улучшить качество письма без многочасовых переписываний и диктантов.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"