Найти в Дзене
Стиль жизни

Теннеси Уильямс: «и нет мне покоя от самого себя…»

25 марта 1983 года в отеле “Элизе” в Нью-Йорке, задохнувшись от попадания в горло колпачка от пузырька с лекарствами, ушел из жизни последний из могикан американской литературы.

-2

Теннеси Уильямс. 

Более нелепой смерти он себе выдумать не мог, хотя смерть – одна из главных героинь великой четверки его пьес: “Стеклянный зверинец”, “Трамвай “Желание””, “Кошка на раскаленной крыше”, “Ночь игуаны».

-3

Изысканную депрессивность он унаследовал от Чехова, физическое нездоровье от своего папаши, торговца обувью, который, если оказывался дома, только наверное для того, чтобы высказать в лицо слова проклятья в лицо нелюбимой жене и сыну.

Отсюда и вся эта невыносимая тяжесть бытия в пьесах Уильямса. Путь к славе и успеху стал для него и крестным путем.   

Убогая окраина, и есть в ней, однако, в ее захудалости – не в пример таким же задворкам других великих американских городов – какая-то совершенно особая, забористая краса…

И всему здесь под настроение игра черных музыкантов в баре за углом. Да и куда ни кинь, в этой части Нью-Орлеана вечно где-то рядом, рукой подать, – за первым же поворотом, в соседнем ли доме – какое-нибудь разбитое пианино отчаянно заходится от головокружительных пассажей беглых коричневых пальцев. В отчаянности этой игры – этого «синего пианино» – бродит самый хмель здешней жизни…

-4

Так начинается одна из самых пленительных и драматичных пьес “Трамвай “Желание”.

Убогая окраина, жизненный клубок противоречий, из лабиринта которого нет выхода кроме, как в алкоголь и наркотики, все это – экспозиция пьес Уильямса. 

Пьесу “Трамвай “Желание”” можно было озаглавить по аналогии с Чеховым и “Две сестры”: 

Бланш: Смерть бьет по карману, мисс Стелла! А вслед за Маргарет – старенькая кузина Джесси, тут как тут. Да, неумолимый жнец прижился у нашего порога, Стелла. «Мечта» стала его штаб-квартирой…

-5

Советские театры любили Уильямса, его упадничество, как иллюстрация загнивающего капитализма. Но коммунизм испустил дух быстрее, чем вечно загнивающий капитализм. А человеческая драма меленького человека наедине со своими проблемами и с самим собой осталась. 

Все та же, начало которой было положено в “Трамвае “Желание””, только название другое: “Кошка на раскаленной крыше”:

-6

Маргарет: А я-то мечтала: вдруг алкоголь тебя обезобразит и тогда страдания великомученицы Мегги станут не такими жуткими. Но нет в жизни счастья, нет. Ты будто еще похорошел с тех пор, как подружился с бутылкой. Мускулы разгладились, движения стали мягче; не подумаешь, что ты спортсмен…

Теннеси Уильямс – мастер напряженного диалога. По сути все действие сосредоточено в нем.

Чеховская элегичность и лирика доведены у Уильямса до невротического накала. Если все герои Чехова еще находятся в мучительном поиске выхода из тупиковой ситуации, то у Уильямса - уже не ищут выхода. Теннеси Уильямс, словно один из героев пьесы Чехова. И, наверное, это – “Тригорин”. Так и называлась одна из последних пьес Уильямса. 

-7

Пьеса неудачная, физическое здоровье пожилого гомосексуалиста, поддерживающего свой жизненный потенциал виски и наркотиками, дало о себе знать. 

Звездный час, которые пережили актеры, снимавшиеся в экранизациях по пьесам Уильямса, тоже был недолгим. Марлон Брандо, Ана Маньяни, Ричард Бёртон – почти повторили судьбу героев Уильямса. 

-8

Блистательная Элизабет Тэйлор со своими фиалковыми глазами прожила дольше остальных, пополнив список мужей, детей и разводов. Последним в писке был, кажется, андроид Майкл Джексон.  

-9

Пол Ньюман дотянул до 83, чтобы умереть от рака. 

Эпилогом жизни великого и неподражаемого Теннеси Уильямса могли бы стать слова Тригорина из «Чайки»:

-10

И так всегда, всегда, и нет мне покоя от самого себя, и я чувствую, что съедаю собственную жизнь, что для меда, который я отдаю кому-то в пространство, я обираю пыль с лучших своих цветов, рву самые цветы и топчу их корни…