Найти тему
Фонотека в кармане

Klaatu - 3:47, 1976 (история альбома)

Klaatu, погружение
Klaatu, погружение

17 февраля 1977 года в американской прессе вышла статья пол заголовком Could Klaatu Be Beatles? Mystery Is A Magical Tour авторства Стива Смита. В ней Смит делится своими впечатлениями от прослушивания одноимённого (название 3:47 EST альбом носил только на родине музыкантов – в Канаде) альбома неизвестной группы Klaatu. И слово неизвестная здесь нужно понимать буквально, потому что никаких выходных данных и имён на пластинке не было, только яркая «солнечная» обложка, названия песен, группы и альбома.

Не будем описывать все впечатления Смита, а перейдём сразу к выводам, по мнению Смита под загадочным именем Klaatu скрываются: 1. The Beatles. 2. Пара The Beatles с другими людьми. 3. Группа, поддерживаемая The Beatles. 4. Совершенно никому не известная, но гениальная и талантливая группа.

Да, Смит допускает, что это вовсе не The Beatles, но заголовок статьи не совсем бьётся с выводами автора, поэтому слух о новой записи The Beatles стал жить своей жизнью, а продажи дебютного альбома Klaatu пошли вверх.

Обложка альбома 3:47 EST
Обложка альбома 3:47 EST

Собственно достаточно было бросить предположение на суд публики, а дальше все сами всё додумают. Вот вам одно из доказательств связи Klaatu c ливерпульской четвёркой.

Klaatu это имя инопланетянина из фантастического фильма «День, когда Земля остановилась» 1951 года, снятого Робертом Уайзом. Прилетел инопланетянин к нам на летающей тарелке, а в 1974 году у Ринго Старра вышел альбом Goodnight, Vienna, на обложке которого есть… летающая тарелка из того самого фильма. Бинго!

Конечно никакими The Beatles Klaatu не были, они были тремя парнями из Торонто – Терри Дрейпер, Джон Волощук и Ди Лонг.

klaatu: Волощук, Дрейпер, Лонг
klaatu: Волощук, Дрейпер, Лонг

Дрейпер, основной автор группы будучи молодым барабанщиком бродил в 1969 году по улице в Йорквилле, где увидел на телефонном столбе афишу концерта Led Zeppelin. Он слышал о группе, но никогда не слышал ни одной ноты. Концерт изменил его жизнь так же сильно, как The Beatles пятью годами ранее.

Дрейпер:

На мой взгляд, Джон Бонэм — лучший барабанщик, который когда-либо жил. Итак, в этот конкретный вечер я иду в гости к лучшему барабанщику на земле, а на следующий день я ухожу из группы, в которой был, откладываю барабаны, покупаю акустическую гитару и начинаю учиться играть на гитаре. Через год я купил пианино. Я хотел создавать музыку, а не просто быть барабанщиком, который держит ритм. Я хотел понять, как работают все эти последовательности аккордов и как заставить людей плакать и смеяться с помощью музыки. Это то, что я хотел сделать.

В середине 70-х он присоединился к Волощуку и Лонгу в качестве барабанщика в их новой группе, но он также был вокалистом, клавишником, автор текстов и автор песен. Группа играла в клубах, но настоящее призвание они нашли в студийной работе, начав создавать музыку с прогрессивными структурами и поп-мелодиями.

В этом им помогал продюсер групп RUSH и Max Webster Терри Браун, который был дружен с владельцем небольшого канадского лейбла Daffodil Records Фрэнком Дэвисом.

Дрейпер:

Терри Браун был нашим инженером и сопродюсером, фактически он четвертый участник группы. Он заставил нас звучать потрясающе. Альбом записывался в течение трех лет. У всех нас была постоянная работа, поэтому мы записывались по вечерам и поздно ночью. А когда альбом был записан и готов к выпуску, к нам через Терри обратился Фрэнк Дэвис и предложил подписать контракт с Capitol.

Но одним из условий группы была полная анонимность. Пусть музыка говорит сама за себя. Творчество музыкантов и их личности должны быть обособленны друг от друга. Дэвис, будучи дельцом вопреки всем законам шоу-бизнеса был готов подписать группу, ни разу не поговорив ни с одним из её участников, не побывав на их концерте.

Дэвис:

Моим первое знакомство с Klaatu состоялось, когда Терри включил мне Doctor MarveIlo, это до сих пор особенная песня и запись для меня. Я был готов заключить сделку (любую сделку), основанную исключительно на одной этой песне. Сколько бы раз я ни играл ее с тех пор, я люблю ее так же сильно, как и в тот самый первый раз. Просто прислушайтесь к этому взволнованному вступлению, столь богатому мелодией припеву, общему сочетанию аранжировок. Моя реакция, как продюсера, была, пожалуй, сродни тому, как Сальери описывает музыку Моцарта в фильме Амадей, одним словом - изысканно.

Спустя некоторое время Браун вновь встретился с Дэвисом и включил ему последние из записанных группой композиций Calling Occupants и Little Neutrino, обе общим хронометражем 15 минут. Дэвис вновь был впечатлён, увидев, что Klaatu владеют широким диапазоном музыкальных тем, от поп-мелодий Doctor Marvello, которые прекрасно могут звучать в дневном эфире радиостанций, до прогрессивного рока последних треков, которые ночные диджеи ставили для себя и своей аудитории.

Песня, как и название группы, была вдохновлена научно-фантастической историей и стала визитной карточкой группы. Дрейпер и Волощук наткнулись на книгу под названием The Flying Saucer Reader. Одна из глав в ней называется «Умственная телепатия», в ней было изложено сообщение, которое, если все люди по всему единовременно произнесут его в уме, откроет ментальный канал для связи с инопланетянами. Музыканты и взяли это сообщение за основу, вписав его в песню.

Klaatu на сцене
Klaatu на сцене

Ричард Карпентер (группа The Carpenters) о Calling Occupants:

Будучи фанатом научной фантастики, я должен был это послушать. Я сразу понял, что это не The Beatles, но это было очень хорошо сделано, очень по-битловски. Чем больше я слушал, тем больше стал думать, что это было бы очень весело сделать с Карен. Там, где Klaatu использовали в основном синтезаторы, я подумал, что мы должны подключить симфонический оркестр, хор и орган, и мы можем попросить Тони (прим. – Тони Пелусо) исполнить одно из его запатентованных гитарных соло. Мы здорово повеселились и вот что получилось.

А получилось очень даже хорошо – 9 место в британском чарте это не шутки, сами Klaatu до чартов Великобритании даже не добрались.

Но так ли хороши эти Klaatu раз их сравнивают с битлами?

Да, хороши. Понимаю, что ответ лаконичный, но честный.

Сами члены Klaatu до сих пор, хоть группа уже не функционирует, как творческая единица, до сих пор шутят на тему тайного проекта The Beatles, к примеру на их официальном сайте была размещена такая история:

The Beatles в 1966 году записали альбом, который должен был стать продолжением Revolver, но мастер-ленты были утеряны. Это также было время, когда Пол Маккартни предположительно погиб в автокатастрофе, поэтому оставшееся трио не хотело перезаписывать альбом. Затем они наняли на роль Маккартни Билли Ширса, и вместе с ним записали альбом Sgt. Pepper. А в 1975 году мастер-ленты нашлись и Леннон, Харрисон, Старр и Билли Ширс решили выпустить альбом как дань уважения их погибшему басисту.

Но дабы не завершать рассказ на теме сравнения, приведу пару выдержек из канадской прессы, которая, ещё до истории с The Beatles, назвала альбом Klaatu потрясающим концептуальным альбомов (журнал Record Month) и впечатляющим научно-фантастическим ответом Боуи (Trouser Press).

А если вам понравился альбом 3:47 EST, то не проходите мимо их следующего релиза – Hope (1977), не менее, а в чём-то даже более впечатляющего и интересного.