Юрий Соколов на протяжении 10 лет возглавлял магазин «Елисеевский». В начале 80-х годов директора гастронома приговорили к высшей мере наказания. Соколов был обвинен в коррупции, а на судебном заседании, где рассматривалось его дело, присутствовала и супруга Соколова. После того, как уже стало ясно, что дни Соколова сочтены, к супруге бывшего директора «Елисеевского» подошел один из сотрудников КГБ и сделал неожиданное признание. В этой статье мы хотим рассказать о том, от чего хотели отказаться «чекисты» после ареста директора «Елисеевского».
Соколов признал наличие «темных схем»
Следствие по делу Соколова установило, что с 1972 года, т.е. практически с 1-го дня нахождения Юрия Соколова на своей должности, он на регулярной основе получал взятки, после чего обеспечивал бесперебойное поступление товаров в торговую точку. Ассортимент товаров был максимально широким. Было ясно, что Соколов не оставлял себе всю сумму, которую получал в виде взятки. Юрий Константинович делился с руководителями баз снабжения и другими высокопоставленными руководителями. Без подобной «поддержки», клиенты «Елисеевского» попросту не смогли бы получать все необходимые продукты в максимальное короткие сроки и в полном объёме.
Когда следствие подходило к концу, Соколов признал наличие «темных схем», благодаря которым полки возглавляемого им гастронома всегда были заполнены товаром. При этом, Соколов «оговорился», заявив, что без взяток работать на территории СССР попросту не представляется возможным. Подобным образом Юрий Константинович пытался намекнуть, что его арест – это политическая воля вышестоящих руководителей.
Следователь КГБ был удивлен приговору
Советская пресса красочно описывала все несметные богатства директора «Елисеевского». Не трудно догадаться, что советские граждане, которые были попросту ошеломлены появившейся информацией, итоговый приговор восприняли с воодушевлением. Но, большинство все-равно удивились итоговому приговору. Примечательно, что после оглашения приговора Соколову, один из следователей КГБ подошел к супруге обвиняемого и заявил: «Ну 10-12 лет… Но расстрел! Это не наше решение. Это решение горкома». Т.е. следователь фактически признавал суровость приговора.
Юрий Константинович безусловно подал прошение о помиловании, которое фактически не имело какой-либо ценности для него. Он получил закономерный отказ, который только смог отсрочить приведение в исполнение назначенного ранее приговора. 14 декабря 1984 года приговор бывшему директору гастронома «Елисеевский» был приведен в исполнение.
В заключении стоит отметить, что некоторые исследователи сходятся во мнении, что дело Соколова стало показательным. Вероятно, столь суровый приговор бывшему директору «Елисеевского» лишний раз показал – Андропов не намерен мириться с коррупцией. Подобная участь могла ждать всех, кто продолжил бы жить по принципу «не подмажешь, не поедешь». Но стоит заметить, что непримиримый борец с коррупцией скончался практически на год раньше, нежели его «показательный арестант»…