Прочитав четыре евангелия, я могу сказать, что вижу в них не обещание рая и блаженства за страдания во время жизни, не призыв к смирению и рабской покорности иррациональным силам внешнего мира, не описание персонифицированной высшей инстанции, которой следует поклоняться (ибо как жить человеку без почитания стороннего объекта?), не убедительное объяснение устройства мира и ответы на все вопросы, а книгу (Книгу!), написанную с одной великой целью - помочь людям нащупать спокойствие, дать определенный инструмент порядка заблудившимся в хаосе людям.
До прочтения я был уверен, что суть христианства - совершать и не совершать определенные поступки, чтобы быть угодным богу и попасть в рай после смерти. Преодолев четыре текста, я понимаю, что для меня суть христианства - и религии в целом - не заключена в интенции к вечной блаженной жизни. К вечной блаженной жизни можно прийти и в рамках земного существования.
На мой взгляд, Иисус учит, прежде всего, очищению и вере в самого себя. Под очищением он понимает отказ от излишеств и сомнительных удовольствий, негативных поступков, призывая свергнуть их с главенствующей роли в жизни, раскрошив их до случайностей, за которые можно быть прощенным.
Иисус был революционером, персонажем с сильнейшей волей, который не боялся авторитета фарисеев и - самое главное - говорить правду. В одном из интервью психолог Джордан Питерсон говорит, что Иисус - это метагерой (почти как супергерой), чья суперспособность - как раз говорить правду. Он имел силу делать это, поскольку безгранично верил в себя и свою правду. Евангелие - это история о том, что с тобой могут сделать за то, что ты отстаиваешь свою правду, но ты все равно обязан это делать, иначе все не имеет никакого смысла и ты сам же своими руками хоронишь свою жизнь. Не приумножая свой талант, а зарывая его - по смутного характера причинам - в землю.
Все чудеса, которые совершал Иисус, были описаны для того, чтобы придать главному персонажу убедительность. Если бы автор описал простого человека, рассказывающего людям о высшей силе, то кто бы в него поверил? Поэтому Иисус ходит по воде, исцеляет больных, изгоняет бесов - ведь одних только притч недостаточно (все равно что размахивать топором и кричать, какой он острый, но деревья им не рубить - пока не свалишь дерево одним ударом, никто не будет относиться к тебе серьезно). Но самое главное - это воскрешение. Иисус своим примером показывает нам, что да, вас, скорее всего, распнут за вашу правду, но в награду вы воскреснете. Не мог же дидактический миф закончиться смертью протагониста, как первый вариант “Пиноккио”, не правда ли?
Иисус страдал из-за правды, был за нее распят и воскрес. Он был воскрешен автором, чтобы показать, что те, кто так же будут отстаивать правду, обретут Царствие Божие, пусть и через мучения, ведь оно того стоит.
Вот только почему-то многие понимают это буквально и уверены, что если они будут как можно больше страдать и делать добро, то после смерти они попадут в рай. Во-первых, разве это не фальшиво и лицемерно? А во-вторых, рай, как мне кажется, если и есть, то только на земле, в пределах жизни. Равно как и ад. А старая метафорика создала эти слова и вытеснила их из одной плоскости, разместив их в над и под.
В какой-то момент Иисус говорит, что человеку невозможно спастись и спастись может только Бог. Следовательно, человеку нужно стать Богом, чтобы спастись, поскольку спасение возможно - Иисус постоянно о нем говорит. И чтобы это доказать, Иисус и превращает свою жизнь в абсолютный пример - он распознает свое дарование, остается верным до конца, умирает и воскрешает. Он смог сделать из себя воплощение своего дара и говорить об этом. Позволил Богу внутри наполнить его бытие.
Таков символический смысл распятия и воскрешения, как я полагаю. Но это не говорит о том, что так действительно было. Мы же не верим сейчас, в двадцать первом веке, что Зевс и Деметра действительно существовали? Или не воспринимаем всерьез превращение Иванушки в козленочка? Не лежим на печи до тридцати лет? Так почему мы тогда верим в то, что написано в евангелии? Это же точно такая же книга, как и, например, “Песнь о Нибелунгах”. Вопрос только в том, что четыре текста (наряду с другими) возвели в ранг святости.
Я не считаю, что это предосудительно, поскольку евангелие - это концентрированная мудрость. Поэтому всегда можно попробовать читать ее внимательно, цедить из нее свою мудрость и жить согласно ей (тем не менее, никто не обязан следовать постулату до самой - что ни на есть - смерти), а не отчаянно подчиняться ей.
Ведь она учит позитивным вещам: делать добро людям, внимательно смотреть вокруг, слушать, осознавать свой талант и защищать его. Искать спокойствие внутри себя, а не где-то вовне, хотя вовне есть то, что может помочь отыскать спокойствие внутри. Верить в себя самого, в свой дар. Наверное, все 33 года до начала проповедования Иисус как раз его и искал в себе, много учился и читал. И разумеется, работал по дереву - Джепетто задолго до Джепетто.
Следует учесть, что Иисус помогал и излечивал только тех, кто уверовал. Когда я читал евангелие, возникало стойкое ощущение, что Иисус - это вообще не нечто внешнее, а внутреннее я, которое точно знает, как и зачем жить, и стоит только немного его послушать, поверить в него, как многие вопросы начинают решаться чуть ли не сами собой. Иисус есть в каждом из нас, это охватывающая все человечество аллегория и одновременно наше настоящее, честное, правдивое я. И если дать ему расшириться до краев своей личности, то наступит Царствие Божие или Небесное, то человек сам превратится в храм Божий (о чем и говорит Иисус). Так или иначе, все мы верующие люди, и художники - самые набожные в этом плане люди. Сэлинджер бы, вероятно, сказал, что они знают, кто они, и делают свое дело изо всех сил - так феномен “Иисус” неожиданно переплетается с концепцией карма-йоги.
Иисус появился, чтобы упростить закостенелую религиозную систему правил и постулатов, которая начала доходить до абсурда - за деревьями перестал быть виден лес. Он внес большую простоту и ясность, напомнил людям о сути религии, тогда как они увязли в мелочах и были напуганы фарисеями, которые обещали им проклятия и мучения за каждую провинность. Все превратилось в сплошное правило, порядок стал гипер-порядком, порядком в квадрате, который уже равносилен хаосу, пока из него не извлекут квадратный корень - что Иисус и начал делать. Он творил чудеса не с помощью магических способностей, а своей мудростью. Она была главным исцелением, которое он давал людям. Глухих делал слышащими и немых - говорящими.
На мой взгляд, смерти нет. И жизни - тоже. Есть только единомоментное существование. С прекращением деятельности организма прекращается и существование. “Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых” (Ев. от Марка). Прошлое, настоящее, будущее, смерть, жизнь, завтра, вчера - это только понятия, придуманные для удобства коммуникации с другими. Но все это не мешает искать и с любопытством изучить иные ракурсы умозрения и мироощущения.
Безусловно, я увидел в книге то, что мне было удобно и интересно увидеть на тот момент. Проблема в том, что Иисус настолько мощный, насыщенный, многогранный, прошедший века архетип-герой, что в нем можно увидеть практически все, что угодно. Оттого столько людей и находят себя и подтверждение своей правоты в религиозных текстах.
Вывод? - синтезируйте свою очку зрения сами посредством чтения оригинала. Большинство суждений добираются до нас в сильно искаженной форме.
Насколько я понимаю, концепт бога устроен во всех религиях примерно похожим образом. Однако я не думаю, что земное тысячелетнее царство вырастет на наших глазах, если следовать аллегорической модели Иисуса: есть система-мир, в ней - система-общество, которая состоит из систем-человек, и это еще не учитывая систему-природа и проч. Я к тому, что глупо было бы думать, что все эта сложнейшая система может функционировать без сбоев. Но в том и проявляет себя движение бытия - в выстраивании порядка, в который время от времени врывается хаос, и из обломков снова выстраивается порядок. Мир, как и литература, строится на своих же руинах.
Список литературы:
- J. Peterson. 12 Rules for Life.
- J.D. Salinger. Franny and Zooey.
- Евангелие от Матфея.
- Евангелие от Марка.
- Евангелие от Луки.
- Евангелие от Иоанна.