Найти тему

Плотин о созерцании вечности и соотнесенности ее со временем

Плотин пишет о понимании соотнесенности времени и вечности, о созерцании последней в ином мире, об интеллектуальном преодолении временного потока, оказаться в котором после физической смерти тоже вряд ли кто хочет – навсегда, по крайней мере.

В данном случае ценность цитаты именно в понимании соотнесенности времени и вечности, а не в теологических представлениях Плотина, кстати оказавших существенное влияние и на христианскую мысль – на того же блаженного Августина, но об этом нужно говорить отдельно.

Рафаэль Санцио "Плотин". Фреска "Афинская школа" в Estancia del Seal . Изображение из открытых источников.
Рафаэль Санцио "Плотин". Фреска "Афинская школа" в Estancia del Seal . Изображение из открытых источников.

Итак: «Блаженство его (ума – И.Х.) есть не акцидентальное, во времени чередующееся, так как он обладает им от вечности, да и сам есть истинная вечность, между тем как время — движущийся образ этой вечности — начинается лишь за пределами ума, в области души.

Деятельность души, конечно, подчинена временной последовательности, так как она условливается воздействием внешних вещей, и вот почему душа в один момент представляет Сократа, в другой коня, вообще в каждый момент — лишь одну какую-либо вещь; но ум содержит в себе всегда все в неизменном тожестве, — он всегда только есть, но не бывает, для него существует одно только настоящее, но нет ни будущего, так как и до наступления будущего все в нем уже есть, ни прошедшего, так как его ноумены не проходят, как моменты времени, но существуют в вечном недвижимом настоящем, — неизменные, тождественные самим себе, довлеющие тем, что они суть, притом так, что каждый из них есть и мыслимое, и сущее, а все вместе — один универсальный Ум, и одно универсальное бытие».

Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.