Найти тему
Pleska-info.by

Это просто праздник какой-то!

Нечасто в театре после спектакля вместе с привычными «Браво!» услышишь «Спасибо!». В Большом театре Беларуси на премьере новой редакции балета Людвига Минкуса «Дон Кихот» в постановке Народного артиста СССР и Беларуси, художественного руководителя Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева кричали и «Браво!», и «Спасибо!». «Браво!» – крик восторга исполнителям, подарившим нам праздник, «Спасибо!» – благодарность хореографу за то, что этот праздник стал возможен.

«Дон Кихот» – балет, конечно, не новый. Впервые его поставил в далеком 1869 году Мариус Петипа в московском Большом театре (для которого музыка и была написана). Постановка оказалась не слишком успешной и выдержала всего 30 представлений. Но ведь какая радостная в этом спектакле музыка! А настроение! И в 1900 году на сцене Большого театра свою редакцию балета представил Александр Горский, и вот она оказалась настолько удачной, что в 1902 году он перенес ее в Мариинский театр, и с тех пор именно ее за основу принимают все другие постановщики.

В Большом театре Беларуси «Дон Кихот» ставили много раз: в 1941, 1947, 1952, 1962, 1979 годах. Валентин Елизарьев первый раз поставил «Дон Кихот» в 1989 году. И если вы видели классическую постановку, которая идет сегодня в московском Большом и к которой приложили руку и Юрий Григорович, и Алексей Фадеечев, то сразу увидите различия между московским и минским спектаклями. Валентин Николаевич верен себе: сократил количество героев (в Минске нет Уличной танцовщицы, она слита с партией Мерседес), усилил партию Гамаша, придав еще больше комичности и веселья балету (с исполнителями этой партии Минску всегда везло). Это был яркий и любимый зрителями спектакль. Но он, по словам, хореографа, «постарел»: «Уже 34 года моей первоначальной редакции! Она имела большой успех, в том числе и коммерческий. Театру просто необходимы такие спектакли, они держат труппу в форме. Они воспитывают новых звезд. Этот спектакль очень любит публика, и артисты с большим удовольствием танцуют». 24 и 25 марта это свое удовольствие артисты передали нам, зрителям. Это было – не побоюсь этого слова – потрясающе!

Новые декорации и новые костюмы, созданные давним соратником Валентина Елизарьева (за 50-летнюю карьеру в нашем театре он работал лишь с тремя художниками) народным художником России Вячеславом Окуневым, сразу погружают в атмосферу…. радости? Да. Веселья? Конечно. Праздника? Само собой! Этот спектакль и эти декорации – буйные, цветные, цветастые и цветочные – сразу погружают в атмосферу счастья. И все два с половиной часа спектакля зритель в этом счастье и живет. И артисты живут в нем же, хотя и работают. И работают тяжело, ведь «Дон Кихот» – спектакль не только радостный, но и виртуозный. Гран-па из него – финальная точка многих концертов: ни в каком другом балете нет другого такого испытания для танцовщиков и такой радости для зрителей. Людмила Хитрова и Дмитрий Уксусников, танцевавшие Китри и Базиля на первой премьере, блестяще справились и с ним, и со всем спектаклем. Людмила искрила, смеялась, раззадоривала героев на сцене и зрителей в зале. Дмитрий взлетал так высоко и убедительно, что публика ахала (в прямом смысле). «Теперь я буду ходить на Уксусникова!», – сказала подруга, которая до сих пор ходила на Людмилу Хитрову и Ирину Еромкину (Ирина танцевала вторую премьеру, но травмировалась в конце первого акта, и следующие два вновь танцевала Людмила Хитрова).

-2
-3
Людмила Хитрова
Людмила Хитрова
-5
Дмитрий Уксусников
Дмитрий Уксусников
-7
-8
-9
-10
Людмила Хитрова и Дмитрий Уксусников
Людмила Хитрова и Дмитрий Уксусников

Лично я буду ходить еще и на Владислава Руденко – великолепного Гамаша. Я приметила его еще в «Анюте», где он был Модестом. Тогда мужчина рядом, явно не завсегдатай театра, удивленно-восхищенно сказал жене: «Это же надо, с таким животом, а так двигается!». У Модеста в спектакле немаленький накладной животик, и то, что зрителю (да, неискушенному, но это не имеет значения) даже не пришло в голову, что никакого живота у Владислава на самом деле нет – замечательно. Он замечательно играл тогда, и замечательно играет сейчас, так перевоплощаясь в Гамаша, что иногда оттягивает на себя внимание даже тогда, когда смотреть нужно в центр сцены. А в первом акте, в сцене в таверне, все равно косишь глазами вправо и смотришь, что там сейчас делает Гамаш? С кем заигрывает? Что кому обещает?

-12
-13
Владислав Руденко в роли Гамаша
Владислав Руденко в роли Гамаша

И тут же натыкаешься глазами еще и на Дон Кихота. На первой премьере 24 марта в этой роли неожиданно для себя (а, возможно, и для него самого тоже) зрители увидели народного артиста Беларуси Антона Кравченко. Как? После Адама, Бога и Спартака – в Дон Кихоты? А, вы знаете, оказалось, что прекрасно! Антон в этой роли раскрылся совершенно неожиданно и по-новому: оказалось, что амплуа комических старух комических персонажей ему явно подходит. Настоящему артисту все по плечу. Это было хорошо и смешно. И – немаловажно! – было видно, что сам Антон получает удовольствие от своей игры.

-15
Антон Кравченко в роли Дон Кихота
Антон Кравченко в роли Дон Кихота

В этом спектакле, кажется, удовольствие получают все.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Отдельное спасибо постановщику за то, что обошлись без животных на сцене. В московском Большом, как и в Мариинском, Дон Кихот появляется на сцене на коне (в прямом смысле), а Санчо Пансо на осле. Спасибо, не надо.

Когда я смотрела на Андрея Бариева в партии Эспады, то больше всего обращала (уж простите!) внимание на его руки. В них очень четко видна другая – не белорусская – школа. Посмотрите: у воспитанников белорусского хореографического училища руки поставлены иначе. У Бариева школа питерская. Прекрасный Эспада.

-18
В партии Эспады – Андрей Бариев
В партии Эспады – Андрей Бариев

Зрители, которые ходят в театр постоянно, наверняка заметили, что в этом сезоне у нас танцует много выпускников не белорусской хореографической школы. И заметили, как много почти в каждом спектакле первых исполнений – вводов новых артистов в уже известные партии. Мы сейчас наблюдаем смену поколений. Первая премьера «Дон Кихота» была такой же – очень новой. Постановщик рискнул – и поставил на новых. Это интересно и волнующе: часто кажется, что каждое следующее поколение слабее предыдущего. Чаще всего так кажется потому, что мы привыкли к конкретным исполнителям, полюбили их, ходим именно на них. Но балет – искусство не только жестокое, но в первую очередь молодое, здесь кардинальные перемены случаются чаще, чем в любом другом виде искусства. Поэтому то, что мы видим сейчас в нашем Большом – очень интересно: на наших глазах рождается белорусский балет завтрашнего дня.

Возвращаясь к премьере «Дон Кихота» и к тому, как долго не смолкали овации, хочется перефразировать Пушкина и сказать, что «как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку», или сходи на «Дон Кихот». Он лечит. И от черных мыслей, и от других болезней. Это просто праздник какой-то!

-20
Балетмейстер-постановщик – народный артист СССР и Беларуси, художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев
Балетмейстер-постановщик – народный артист СССР и Беларуси, художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев
 
Традиционное фото после премьеры
Традиционное фото после премьеры

Фото: Михаил ПЕНЬЕВСКОЙ, Ирина МАЛАХОВА (фотографии предоставлены пресс-службой Большого театра)