Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Карнавал» (СССР, 1972)

«Признаюсь, поначалу мне казалось, есть комедии повеселее, есть поскучнее, вот и все. Скучные стараются иногда маскироваться. Будто они не веселят, а поучают. Но фильм «Карнавал» (творческое объединение «Экран» Центрального телевидения) открыл мне глаза. Существует заговор. Тайное общество «скучнистов» поставило своей целью ввергнуть мир в печаль и уныние Потребуется убрать одного-другого клоуна —к «скучнисты» не остановятся перед покушением. На наше счастье, клоунов много, есть среди них непобедимый Юркин, он выведет злодеев на чистую воду, а общественность покарает их пыткой смехом — самой страшной из существующих казней.

Простая, милая, оригинальная придумка! Она позволит включить в сюжет любое количество цирковых номеров. Попутно она спародирует шпионские страсти — на мой взгляд, это самые удачные эпизоды. Вместе с тем, по расчету создателей, суд над «скучнистами», похороны Солнечного клоуна, воскрешение его должны смотреться на уровне «высокой» трагикомедии.

Должны, но не смотрятся.

Пусть простят меня сценаристы А. Алов и В. Наумов и режиссер М. Григорьев, но они оказались отчасти близорукими: недобитые «скучнисты» затесались в их съемочную группу. Иначе откуда такая сдержанность, чуть только заходит речь о делах и художествах заговорщиков? Казалось, здесь-то и развернуться, расписать сатирическим пером все, что мешает нам жить и смеяться. Для чего иного стоило приглашать на роли главарей таких прекрасных комедийных артистов, как З. Гердт, С. Мишулин? На деле их гротесковые персонажи едва промямлили две-три фразы — похоже, рука замаскировавшегося «скучниста» тут же зажимала им рот.

С другой стороны, видимо, опасаясь, как бы фильм не стал простым ревю в сопровождении бесшабашного конферанса, «скучнисты», где могли, подпустили жуткой многозначительности, иногда даже на голом месте. В результате речь обвинителя, эта победная, обличающая атака смеха, оказалась такой скучной, что трудно описать.

Ложное глубокомыслие — вот что чаще всего стоит за этими комедиями, вроде желания продать товар по цене выше обозначенной. А разве это так уж мало — честный водевиль, откровенная оперетта, незамаскированная эксцентриада?» (Виктор Демин. Заговор серьезных // Советский экран. 1973. № 1. С. 2).