Рубрика "Стоит ли?" является новой для моего блога. Это рубрика о том, стоит ли играть в конкретную рассматриваемую в рубрике игру. Зачастую это будут игры непопулярные, т.е. не какие-нибудь ААА+ проекты, а вполне себе более низкой категории (и соответственно стоимости). В том числе будет подниматься вопрос о том, стоит ли игра тех денег, которые вы можете заплатить за нее на популярных платформах. Каждую игру будет вдовесок сопровождать мой личный субъективный рейтинг и вывод о игре в целом.
Итак, Potion Craft. Игра позиционирует себя как симулятор алхимика. Полное название игры в общем, говорит само за себя - Potion Craft: Alchemist Simulator. Что примечательно - игра разработана российской студей niceplay games. Оно впринципе не удивительно - многие из моих подписчиков в курсе, что я топлю за отечественный игрострой и очень надеюсь, что он поднимется и окрепнет.
Системные требования:
Операционная система: Windows 7+
Процессор: Dual-core
Оперативная память: 4 Gb
HDD: 2 GB на жестком диске
Видеокарта: GTX 650 с 2048 MB памяти
Разработка
Идея разработки игры пришла в 2018 году российскому геймдизайнеру Михаилу Чупракову (что примечательно, после прохождения им Kingdom Come: Deliverance). Михаил задался целью сделать игру, основной упор в которой будет сделан на механику алхимии. За пример брались тот же Kingdom Come: Deliverance или игры серии Elder Scrolls. Но там алхимия была лишь очень малой частью геймплея. Но основная канва дизайна уже легла в голове разраба - идея сделать "тактильную" игру - где каждое действие ощущается почти физически и весь дизайн от игровых моментов до интерфейса тому способствуют.
Изначально элементы интерфейса рисовались на обычной бумаге, после чего портировались в игру, что занимало очень много времени и изрядно добавило дизморали Михаилу. Он решил использовать Unity (и впринципе не прогадал). На какое-то время Михаил даже откладывал разработку и возвращался к коммерческим играм для мобилок... но и там особо вдохновения не словил. После этого он таки вернулся к Potion Scrolls (рабочее название игры). Выложив несколько секунд игрового процесса на Reddite и FB (запрещена в РФ), Чупраков собрал большое количество положительных отзывов, после чего решил таки доделать игру до конца.
Для финансирования проекта Михаилом был избран Patreon, где им велся блог о разработке игры. Однако, позже он решил что этого недостаточно и все таки надо вливаться в какой-нибудь коллектив. К тому времени с ним уже связался издатель Team17 (известный по серии игр Worms), однако разработчик решил, что лучше сотрудничать с теми, кого знает лично - компанией tinyBuild.
После вступления под крыло издателя, последний предложил Михаилу набрать таки команду и тот, поначалу отпирался. Ну, ему действительно было привычно работать в одно лицо, когда ты ни от кого независим (и я его понимаю лично). Но такой объем работ нельзя было сделать в срок, поэтому он дополнительно набрал 2х разрабов и 1 художника. Для него это был полезный опыт работы в команде.
Демо версия игры была представлена в 2021 году на фестивале Steam. Выпущена зимой 2022 года. Издания приняли игру неоднозначно. Так StopGame выдал оценку "проходняк" (с чем я согласен), когда такие издания как Hardcore Gamer поставили 4.5/5 и 8/10 (с чем я тоже согласен).
Сюжет
Сюжет тут очень прост. Вы - алхимик в одном небольшом городке в средневековье. У вас на начальном этапе почти нет известности, но люди все равно интересуются различной "гомеопатией", поэтому идут к вам за всякими там зельями. В то же время у вас есть своя цель - раскрыть секрет Филосовского камня, который придется создать в лаборатории. Это ооочень длительный и трудоемкий процесс. Со временем ваша известность будет расти - вам будут доступны новые заказы на зелья и новые торговцы различными компонентами и алхимическими машинами. Будем откровенны - сюжет далеко не самая сильная часть этой игры. Вообще вот ни капли не цепляет.
Геймплей
А вот тут интересно. Ваше основное место где вы будете проводить почти все игровое время это лабораторный стол. Он тут представлен в виде карты, где размещена алхимическая колба. Добавление в котел реагентов (а это могут быть цветы, коренья, грибы, кристаллы и пр.) рисует на этой карте траекторию. При этом степень размельчения реагентов в ступке позволяет эту траекторию продлить или сократить. Размельчить реагент можно в специальной ступке. Чтобы передвигать колбу на карте вам предстоит размешивать содержимое котла.
На алхимической карте также расположены значки с различными эффектами - это всякие там лечения, ускорения, фаерболы и пр. После того, как колба наведена на значок следует раздуть меха, чтобы получить эффект зелья. Чем точнее колба будет наведена на значок тем выше качество эффекта вы получите. А чем выше качество - тем больше PROFIT! Поначалу это будет довольно легко, но потом придется изготавливать специальные примеси, такие как Лунная соль, которые будут вращать или более тщательно центрировать колбу. К слову - сложность меняется с картой, а карта изменяется когда вы меняете основу зелья. Так например начальная основа - вода, если купить у торговца масло то и карта зелий изменится тоже, на ней добавятся новые объекты (масляные пятна, которые будут изменять конечную траекторию ингредиентов).
К слову о зонах на карте. Не все зоны можно пройти. Многие из них будут влиять на конечный эффект или вообще могут уничтожить зелье и придется начать процесс готовки сначала. Естественно, что ингредиенты при этом будут утеряны. Избежать столкновения с уничтожающими процесс приготовления препятствиями могут помочь специальные ингредиенты (например, кристаллы), условия карты (водовороты, которые телепортируют колбу в другое место), а также например добавление основы, которое смещает колбу к центру карты.
А теперь к получению гешефта. В вашем алхимическом шопе есть непосредственно прилавок, куда будут подходить клиенты. Они будут говорить что им надо - порой запросы будут прямыми аля "Мне нужно подлечиться - дай мне зелье здоровья!", а порой вам самим придется решить что нужно клиенту - да и вариантов решения может быть несколько. К примеру, пришел некий чел и спрашивает зелье, которым можно открыть сундук. При этом можно как дать ему зелье взрыва так и зелье кислоты и оба варианта будут правильными. Получаете заказ - делаете зелье - отдаете клиенту. С клиентами можно поторговаться. Если вам удасться выиграть в мини-игру-кликер, то клиент заплатит больше, но при этом вы получите меньше репутации. Если же вы проиграете то он заплатит меньше, однако, урон репе не уменьшится.
Вы можете упростить себе задачу - создав зелье и записав рецепт его приготовления в книгу рецептов. Благо это все делается в несколько нажатий кнопок. Но вот о бумаге в книге лучше позаботиться заранее, купив ее у одного из торговцев.
Кстати про торговцев и ингредиенты. Ингредиенты вы сможете добывать самостоятельно - каждый день какое-то рандомное количество и виды растений и грибов будут произрастать у вас в огороде при магазине. Но одним сельским хозяйством сыт не будешь, поэтому порой все равно придется подкупать их у торговцев. На торговцев можно выполнить также и индивидуальные задачи по варке зелий. При их выполнении в их следующий приход при них будет больше номенклатур товара или же будет больше товаров по скидке. Одним из самых полезных торгашей является гном, продающий кристаллы, очень нужные для разведки алхимической карты и упрощающие процесс приготовления особенно сложных зелий. Ну и стоят они у него также недешево.
Со временем вы наберете достаточно известности и денег для того, чтобы начать строить свою алхимическую машину и брать рецепты довольно редких ингредиентов, цена на которые порой доходит до нескольких тысяч шекелей. Алхимическая машина довольно сложны механизм, который синтезирует сложные ингредиенты из разнообразных зелий с разными эффектами. По сути это и есть ключ к выполнению миссии, связанной с философским камнем. Но, говорю сразу, это довольно длительный и рутинный процесс. Получив сложный кристалл, вам надо будет использовать его для синтеза другого, другой для синтеза третьего, а третий понадобится для синтеза Лунной соли почувствуй себя в Питере без которой невозможно получить высококлассные зелья для получения еще какого-либо ингредиента. В общем тут процесс реально превращается в рутину.
Личное мнение
Игра неплоха. Нет - действительно отнюдь не плоха. В нее можно порубать, если вдруг вы реально морально устали и вам надо потратить время, чтобы восстановиться от тяжелого трудового дня или что-то в этом роде. Но вот не поворачивается язык назвать это самостоятельной игрой.
Симулятор алхимика замечательно смотрелся бы в том же Skyrim как, например ответвление навыка (профессии) или какой-либо другой РПГ, где можно было бы это реализовать. А так - ты играешь в игру и тебя не покидает ощущение неполноценности ее мира. Такое ощущение, что ты вынужден играть каким-то алхимиком, пока вокруг что-то происходит и тебя принудительно вынуждают им быть.
С одной стороны оно и понятно - алхимия это основа игрового процесса тут. Мол что ты хотел от игры, которую фактически делал один человек. Ну да - работа им проведена просто колоссальная. Я не могу судить разработчика, потому как сам понимаю, что повторить даже его путь мне было бы невероятно сложно. Но все таки...
Визуальный стиль игры очень самобытен - есть ощущение, что вы находитесь на страницах средневековой гравюры. Понимаю, что разработчик и хотел достичь этого эффекта. У него действительно получилось ооочень качественно. Impact от игры ловишь колоссальный - тебе приятно брать какой-нибудь корешок и засовывать его в ступку, где с хрустом перемалывать в порошок. При этом язычок ступки стучит о стенки, порошок оставляет следы на тех же стенках и пр. Мешая зелья ты чувствуешь чуть ли не сопротивление жидкости в котелке. Но это надоедает на 80й игровой день зельеварения. Это все происходит вкупе с музыкой, которой (по-моему) трека 2-3 на всю игру и которая все время повторяется, заставляя тебя ее больше запоминать. Уже прошел месяц наверное с тех пор, как я играл в нее, и до сих пор у меня в голове начинают играть повторяющиеся средневековые треки при упоминании Potion Craft.
В общем - хорошо, необычно, в интересной графике, интересно проработаны механики игровые. Но - рутинно, однообразно и со временем до жести скучно. В Steam (на момент написания статьи) Potion Craft можно приобрести за 360 руб. Это не так дорого... но мое мнение таково, что красная цена игры - 200 руб. Да простит меня отечественный разработчик сея игры - я его невероятно уважаю и люблю потому, что он есть и он творит, но такая цена за скуку это перебор. Возможно в скором времени на игру выйдут какие-либо обновления, призванные разнообразить игровой процесс (очень на это надеюсь).
Геймплей: 7 из 10 (весьма однотонно и скучно - более высокий балл чисто за интересные решения)
Сюжет: 4 из 10 (его впринципе тут оооочень мало - почти нет)
Графика: 8 из 10 (чисто за необычный визуальный стиль)
Реиграбельность: 3 из 10 (вас не особо будет тянуть перепройти игру)
Требовательность к ПК: 8 из 10 (потянет даже слабый ПК, но на мой взгляд требования к системе завышены)
Итог: 6.0 (действительно проходняк)