Найти тему
Живая Школа

Про🔅рамки,Или что не так с воспитанием свободой?

Тема границ и рамок очень важна как основа построения отношений с подростком. Причем границы и рамки не должны появляться внезапно. Они должны расти вместе с ребёнком. 

Собственно, когда я проходила свой первый педагогический курс для ведущих летних лагерей, именно эту тему я упустила, в результате чего столкнулась сразу же с трудными вопросами постановки своего авторитета.

О КАКИХ ГРАНИЦАХ И РАМКАХ ИДЁТ РЕЧЬ?

Я говорю о границах и рамках поведения.  

"Крошка-сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?" (В.Маяковский)

Только редко приходят "крохи" сами.

Обычно родители доносят до них мудрость поколений, а те - вступив в подростковый возраст - начинают все эти рамки ("хорошо" и "плохо" проверять).

Речь пойдет о тех рамках жизни и поведения, которые выстраивает в мире ребёнка родитель: об обязанностях, о долженствованиях, об авторитетах и нормах общества. 

КАК ПОДРОСТКИ ПРОВЕРЯЮТ РАМКИ?

Если до приблизительно 10 лет разные "Надо" воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся, ведь родители так сказали, то после душа подростка требует доказательств: "А почему?", "А если я не стану?".

Это касается многих рамок установленных родителями и обществом: домашних дел, обязанности ходить в школу и учиться, авторитетов и визуального образа и стиля общения.

Типичным способом проверять рамки взрослого авторитета является хамство.

И у родителей, и у учителей, и у всех, кто с подростком сталкивается рождается закономерный вопрос: "Как на это реагировать?" (Об этом подробно расскажу завтра)

В ЧЁМ СМЫСЛ ГРАНИЦ И РАМОК и ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ПОЛНУЮ СВОБОДУ?

"Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого", сказал философ и мыслитель Михаил Бакунин. 

Однако ошибочно думать, что мы устанавливаем рамки и нормы поведения только лишь для комфортного сосуществования.

Границы и рамки нужны человеку, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Так трёхлетнему активному и любознательному ребёнку важно объяснить, что плита горячая и трогать её больно и опасно, что за окном высоко, а плавать нужно уметь.

То же самое и с рамками в подростковом возрасте. 

Подростковый бунт продиктован взрослением, желанием проверить мир на прочность, доказать свою взрослость, скинуть любые ограничения. Однако технически подросток не готов к полной свободе.

Важно помнить, что свобода - это ответственность. Предоставив слишком много свободы, мы создаём ситуацию опасности для подростка. Каким бы уверенным в себе человек ни был, свою свободу он должен уметь использовать, он должен до неё дорасти. 

Даже не все взрослые разумно распоряжаются своей свободой (временем, здоровьем, деньгами, чувствами). Что говорить о подростках, которые только начинают познавать свободу и пробовать её на вкус.

Христианские притчи рассказывают о том, что крест каждому даётся по силам. Так и родитель, являясь для своего ребенка Создателем, должен подобрать посильный и при этом не слишком малый размер свободы и груз ответственности, увеличивать его с возрастом.

В случае малой свободы и малой ответственности, подросток не сможет вырасти самостоятельным человеком, не разовьет свою волю, а в случае неограниченное свободы и большой ответственности, не научится ими распоряжаться с умом и почувствует себя брошенным. Вариантов много. Но все не радостные.

А КАК ЖЕ ГУМАНИЗМ И "ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОЙ"?

Александр Нилл создал школу "Саммерхил", основной идеей которой было "Воспитание свободой". 

Там ребятам предлагали любые уроки и дела и не требовали обязательно их посещать. 

Означает ли это, что в школе не было совершенно никаких рамок?

Отнюдь. Например, за испорченную книгу или алкоголь, следовали наказания.

Сила проекта была в том, что Нилл раздвинул рамки именно там, где считал нужным - дал подросткам зону для выражения их свободы, ту зону, которую готов был развивать и изучать.

Результаты проекта, согласно воспоминаниям учеников и аналитиков, были впечатляющие - ребята, до этого момента страдавшие и устраивавшие бунты по закрытым британским школам, нашли себя, расслабились и начали по своему желанию учиться. Самое длительное восстановление потребовалось девочке, которая 3 месяца просто бегала по полю, прежде, чем пойти на занятие. И Александр Нилл предоставил ей достаточно широкую рамку для этого.

Таким образом, ребёнку, и тем более подростку, необходимо воспитание свободой. Но не свободой вообще, а свободой в определённых рамках, нарушение которых безусловно должно иметь последствия. 

✴️ Если мои мысли были полезны и интересны, ставьте плюс, или давайте поспорим в комментариях))

#полторапутешественника #воспитание #свобода #рамки #подростки #живаяшкола