Тема границ и рамок очень важна как основа построения отношений с подростком. Причем границы и рамки не должны появляться внезапно. Они должны расти вместе с ребёнком.
Собственно, когда я проходила свой первый педагогический курс для ведущих летних лагерей, именно эту тему я упустила, в результате чего столкнулась сразу же с трудными вопросами постановки своего авторитета.
О КАКИХ ГРАНИЦАХ И РАМКАХ ИДЁТ РЕЧЬ?
Я говорю о границах и рамках поведения.
"Крошка-сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?" (В.Маяковский)
Только редко приходят "крохи" сами.
Обычно родители доносят до них мудрость поколений, а те - вступив в подростковый возраст - начинают все эти рамки ("хорошо" и "плохо" проверять).
Речь пойдет о тех рамках жизни и поведения, которые выстраивает в мире ребёнка родитель: об обязанностях, о долженствованиях, об авторитетах и нормах общества.
КАК ПОДРОСТКИ ПРОВЕРЯЮТ РАМКИ?
Если до приблизительно 10 лет разные "Надо" воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся, ведь родители так сказали, то после душа подростка требует доказательств: "А почему?", "А если я не стану?".
Это касается многих рамок установленных родителями и обществом: домашних дел, обязанности ходить в школу и учиться, авторитетов и визуального образа и стиля общения.
Типичным способом проверять рамки взрослого авторитета является хамство.
И у родителей, и у учителей, и у всех, кто с подростком сталкивается рождается закономерный вопрос: "Как на это реагировать?" (Об этом подробно расскажу завтра)
В ЧЁМ СМЫСЛ ГРАНИЦ И РАМОК и ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ПОЛНУЮ СВОБОДУ?
"Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого", сказал философ и мыслитель Михаил Бакунин.
Однако ошибочно думать, что мы устанавливаем рамки и нормы поведения только лишь для комфортного сосуществования.
Границы и рамки нужны человеку, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Так трёхлетнему активному и любознательному ребёнку важно объяснить, что плита горячая и трогать её больно и опасно, что за окном высоко, а плавать нужно уметь.
То же самое и с рамками в подростковом возрасте.
Подростковый бунт продиктован взрослением, желанием проверить мир на прочность, доказать свою взрослость, скинуть любые ограничения. Однако технически подросток не готов к полной свободе.
Важно помнить, что свобода - это ответственность. Предоставив слишком много свободы, мы создаём ситуацию опасности для подростка. Каким бы уверенным в себе человек ни был, свою свободу он должен уметь использовать, он должен до неё дорасти.
Даже не все взрослые разумно распоряжаются своей свободой (временем, здоровьем, деньгами, чувствами). Что говорить о подростках, которые только начинают познавать свободу и пробовать её на вкус.
Христианские притчи рассказывают о том, что крест каждому даётся по силам. Так и родитель, являясь для своего ребенка Создателем, должен подобрать посильный и при этом не слишком малый размер свободы и груз ответственности, увеличивать его с возрастом.
В случае малой свободы и малой ответственности, подросток не сможет вырасти самостоятельным человеком, не разовьет свою волю, а в случае неограниченное свободы и большой ответственности, не научится ими распоряжаться с умом и почувствует себя брошенным. Вариантов много. Но все не радостные.
А КАК ЖЕ ГУМАНИЗМ И "ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОЙ"?
Александр Нилл создал школу "Саммерхил", основной идеей которой было "Воспитание свободой".
Там ребятам предлагали любые уроки и дела и не требовали обязательно их посещать.
Означает ли это, что в школе не было совершенно никаких рамок?
Отнюдь. Например, за испорченную книгу или алкоголь, следовали наказания.
Сила проекта была в том, что Нилл раздвинул рамки именно там, где считал нужным - дал подросткам зону для выражения их свободы, ту зону, которую готов был развивать и изучать.
Результаты проекта, согласно воспоминаниям учеников и аналитиков, были впечатляющие - ребята, до этого момента страдавшие и устраивавшие бунты по закрытым британским школам, нашли себя, расслабились и начали по своему желанию учиться. Самое длительное восстановление потребовалось девочке, которая 3 месяца просто бегала по полю, прежде, чем пойти на занятие. И Александр Нилл предоставил ей достаточно широкую рамку для этого.
Таким образом, ребёнку, и тем более подростку, необходимо воспитание свободой. Но не свободой вообще, а свободой в определённых рамках, нарушение которых безусловно должно иметь последствия.
✴️ Если мои мысли были полезны и интересны, ставьте плюс, или давайте поспорим в комментариях))
#полторапутешественника #воспитание #свобода #рамки #подростки #живаяшкола