Найти тему

Итерации, или физиологические запинки. Мнение нейропсихолога.

Становление речи - это наисложнейший этап в развитии человека.

В возрасте от 2 до 5 лет дети начинают учиться связно высказывать свои мысли, у них совершенствуется лексико-грамматический строй речи. У некоторых детей развитие мышления идет очень и очень стремительно, речь за ним не успевает. В речи таких малышей могут появиться запинки ("купапапается", "кукукукусать" (="кушать", чаще на первый слог).

Что же делать, если вы услышали подобное?

В первую очередь, даже вида не показывать ребенку, что вы это заметили. И потом обговорить со всеми "домашними" предпочтительные пути общения с ребенком.

    Почему? Потому что, как правило, это физиологическая норма, которая со временем пройдет, а ребенок эти запинки даже не замечает. Поэтому акцентировать его внимание на них не стоит.

    Следующий ваш шаг - пойти к неврологу, затем - к логопеду.

Если они подтвердят (невролог обязателен), что это не относится к неврологической проблеме, это не заикание, то можно продолжать коррекцию у логопеда.

В случае легкой итерации ваш специалист - это только логопед. Не стоит нагружать нервную систему ребенка лишними переживаниями и нагрузками от походов к психологам, нейропсихологам и кому там еще. Это лишнее для ребенка и для вашего кошелька. Достаточно будет проконсультироваться с ним и честно-пречестно выполнять его рекомендации дома.

Нейропсихолог - не ваш специалист в этом случае. Он - лишняя нагрузка на вашего, и без того перегруженного комом информации, ребенка.

-2

В более тяжелом случае можно присоединить нейропсихолога, который будет отрабатывать с ребенком ритмы, навык моторного планирования, развивать слуховое восприятие, переключаемость, межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память.

Мелкая моторика и ощущения.
Мелкая моторика и ощущения.

Если есть такая возможность, то хорошо бы и посещение садика на время убрать. Но не называть истинную причину непосещения сада. Уж, на что вашей фантазии хватит, то и говорите. Иначе ребенок более старшего вощраста научится это использовать в своих целях (мало кто любит ходить в сад).

Дружите с музыкой. Ритмы  во всем.
Дружите с музыкой. Ритмы во всем.

В случае с итерациями мышление ребенка идет наопережение с развитием речи. Он просто не успевает выразить в словах то, что его быстрый ум придумал:) Главный упор стоит делать не на интеллектуальных занятиях, а на речевых. Повремените с развитием у вашего малыша мышления. Не загружайте заумными книжками со сложными словами. Он может эти новые слова повторять посредством подражания, причем - не совсем верно (что услышал, как услышал - так и сказал). Вполне достаточно на это время детских книжек, детских стишков. И читать их временами можно даже нараспев немного.

Это могут быть А.Барто, М.Дружинина, К.Чуковский.

Читаем четко и понятно. Не торопясь. Слушаем и притоптываем под песенки Е.Железновой.

Дуйте с интересом
Дуйте с интересом

Развитие полушарий мозга должно быть равномерным для полноценного развития мозга. Поэтому стоит ненавязчиво заняться играми на межполушарное сотрудничество.

    Работайте двумя руками (перетаскивайте воду в ложке, песочек и тп). Давайте лучше посвятим отдельную статью межполушарному взаимодействию.

    Прыгаете по дорожке на детской площадке? Так создайте ритм, комментируя прыжки ребенка: раз-два-раз-два или прочитывая стишок в такт его шагов.

    Играйте в разные пальчиковые игры. На просторах интернета этих упражнений много.

Движения должны быть ритмизированны. Можно прочитывать детские стишки и вышагивать, выхлопывать по словам/слогам этого стишка, в разном темпе, в разной громкости ("К нам-при-шел-ог-ром-ный-слон-Очень-лю-бит-то-пать-он-Топ-топ-топ!" И топаем на каждый слог или слово).

Дыхательный тренажер. Забавная вещичка; детям обычно нравится играть:)
Дыхательный тренажер. Забавная вещичка; детям обычно нравится играть:)

Другая игра: предложите повторить за вами удары по столу ладонью. Для деток постарше можно предложить хлопать/топать столько раз, сколько вы, к примеру, кивнете головой. Попробуйте показать ритмический рисунок: чередование закрашенных кругов и незакрашенных, где закрашенный, например, - нужно громко хлопнуть по столу, незакрашенный - слабо (⚫⚫ ⚪ ⚫ ⚪⚪).

   Слушайте классическую музыку. Молчите иногда и наслаждайтесь музыкой.

    Всеми известная игра: "Ла-душ-ки-ла-душ-ки-где-бы-ли-у-ба-буш-ки..." - хлопаем по слогам; при усвоении простой программы хлопков добавляем перекрестные хлопки (это уже будет межполушарное вдобавок к ритмам).

    Отбивайте ритмы ложками (ложка об ложка, об ручку ложки - чередуем, об ногу).

    Перекидывайте мяч - по словам, по частям слова, вы кидаете с началом слова, а ребеноа должен закончить. Все игры изменяем в соответствии с возрастом.

    Вы говорите начало слова - ребенок завершает - можно и без мячика играть. В машине, например или в очереди в поликлинику.

    Играйте в попугая: пусть тот, кто попугай, повторяет слова за ведущим. Не забываем, что попугай их проговаривает четко и по слогам, как робот. Меняйтесь ролями.

    Играйте в игру по узнаванию звуков. Издавайте разными предметами звуки и пусть угадывает, что звучит и откуда? Или что из тех игрушек, что перед ним, только прозвучало.

    Почитайте про дыхательные упражнения для вашего возраста (забивать гол, дуя на ватные футбольные шарики; дуть в специальную трубочку, выдувая с нее шарик (дыхательный тренажер); гонять кораблики в тазике с водой, дуя на них; дуть на свечку (осторожно: под чутким присмотром взрослого и только при адекватной реакции ребенка; и многие другие упражнения).

   Если ребенок не отказывается, в игровой форме поделайте упражнения для артикуляции: широко улыбаемся открытым ртом и язычком вверх-вниз водим от верхней губы к нижней ("качели"), слева-направо от уголков губ ("часики"), облизываем губы вокруг в обе стороны ("вкусное варенье"), вытягиваем губы в хоботок. Это кинестетическая основа речи. А потом можно предложить выполнить серию из этих упражнений, а не по отдельности. Это кинетическая основа речи. Для составления речевого акта необходимо слаженное и сложное взаимодейсивие кинетического и кинестетического актов в речи. Хорошо при этом не забывать про мелкую моторику. И при всем при этом - все в игровой форме, не заставляя. Иначе смысл занятий теряется. Если ребенку было интересно меньше 5мин ваше занятие, значит пусть так и будет. Меньше 5мин - это лучше, чем ничто:)

Еще хороший вариант: давайте коробочку с творожком долизать до конца язычком, без ложки. Можно в соревнователтной форме: кто чище долидет дно коробочки:) Тем самым, тренируем язычок, тянем его. А ребенок и не подозревает, что работает:)

   Обыгрываем все упраднения подобным образом!

    Речь всех членов семьи должна быть простой и понятной, четкой и плавной.

    Даже если очень хочется поругаться на кого-то, выйдите на улицу и решите там свой взрослый конфликт, не занося его в дом.

В квартире должно царить эмоциональное благополучие.

    Уберите все, что заведомо может вызвать замечание в сторону малыша, и все, что может вызвать его баловство. Это нужно, чтобы минимизировать количество замечаний. Минимизировать, а не убрать их вообще!

    Почаще гуляйте, ходите в бассейн, играйте (не сильно возбуждающие игры). Одним словом, создайте эмоционально-стабильную и спокойную обстановку в квартире.

   Если не обратить внимание на появившиеся запинки и не принять во время мер, то они могут перейти в судорожные запинки, заикание, с которым справиться будет намного сложнее, дольше и дороже.

С первого взгляда, кажется непонятным: я говорю поменьше нагружайте малыша, а тут описана такая куча упраднений. Мозг взорвется! На самом деле, не забываем, что все предлагаем в игровой форме и в том количестве времени, как ребенок осилит. А осиливает он в таком возрасте обычно по чуток и не каждого:)

Ни на чем не настаиваем. Выбираем из предложенного интересное ему:) Главный смысл: никаких нагрузок, спокойствие и ритмы.

Итак, подведем итог:

1. Обращаемся к неврологу и логопеду.

2. Мама и папа - лучше нейропсихолога (достаточно его консультации и честного выполнения его рекомендаций).

3. Поменьше новых и сложных слов.

4. Речь всех "домашних" должна быть четкой и не быстрой.

5. Обогащение словаря ребенка оставьте на потом.

6. Книжки и стишки детские. Иногда нараспев читаем.

7. Не заставлять, не усаживать специально, а в игровой форме развивать мелкую моторику.

8. Ползаем с ребенком. Особенно, если до года он этого почти не делал, а сразу пошел.

9. Дневной сон. Бережем его!

10. Убрать конфликты в доме. Эмоциональное благополучие.

11. Убрать или снизить гаджеты и просмотры телевизора. Никаких вспышек и агрессий на экране.

12. Расслабляющее всё. Бассейн, прогулки - все, что доктор прописал. Катайтесь на фитболле. Дыхательная гимнастика. Безусловно, если врач не запретил (касаемо всего).

13. Читаем заранее про симптоматику СДВГ и в будущем обращаем внимание на особенности поведения ребенка (для облегчения периода обучения в школе вам и ребенку).

Терпения вам на этот не легкий период и все у вас обязательно получится!

👍Спасибо вам, что дочитали статью!🌺

Если было интересно и полезно, ставьте лайк и подписывайтесь! Рекомендуйте своим друзьям и знакомым!

🤝 И мы будем вместе узнавать новое о развитии и воспитании детей!

#потаповаольганейропсихолог

#итерации

#запинкивречи

#развитиеречи

#сдвг

#ребенокнеползает

#раннееразвитие

#ошибкивразвитииребенка

#ошибкиввоспитанииребенка