Найти тему
133 подписчика

Хорошая девочка Лили

165 прочитали
из открытых источников
из открытых источников

В прошлой моей статье был поставлен вопрос «что не так с Поттерами», однако в рамках одной статьи возможно охватить только один какой-то момент, поэтому продолжаю тему и переходим конкретно к персонажам.

Снова, без преувеличения, замахиваясь на святое, ибо если к Мародерам у кого-то из рьяных канонофилов и возникают вопросы, то образ Лили априори неприкасаем. В том смысле, что свят и чист, она – Мадонна магмира, и каждый посягнувший на нее, да будет предан анафеме. Лично у меня этот феномен вызывает недоумение.

Начнем с главного вопроса, - откуда мы получаем о ней сведения. Ведь Лили не действует в книге напрямую, все, что читатель/зритель о ней узнает – это отзывы других персонажей или их воспоминания. Можно ли верить этим источникам, спрошу я и отвечу – относительно! И нет, я сейчас не о злыдне-Петунье.

Дело в том, что отзывы о Лили тех людей, которые что-либо говорили о ней Гарри, - это вообще не источник. Во-первых, в них конкретной информации практически нет, а во-вторых, - скажем прямо, нужно быть редкостной скотиной, чтобы сказать что-то плохое ребенку-сироте о его покойной матери. В принципе, независимо от того, какой она была на самом деле.

Ну а в-третьих, это же в основном учителя Лили, а много ли могут знать об учениках? Хорошая добрая девочка, умница-отличница, староста, дисциплину не нарушает… Ага, только такой словесный портрет подойдет кому угодно. Пенелопе Кристал, например, так что из этого? Ничего. Ничего, что могло бы сколько-нибудь раскрыть личность конкретной девушки. Поэтому давайте разбираться все-таки, почему она хорошая?

из открытых источников
из открытых источников

Потому что красивая и яркая? Смешно. Потому что хорошо учится? Но можно быть двоечником, зато отличным человеком. Не хулиганила и никого не обижала в школе? Молодец, но хорошее поведение не признак высоких душевных качеств.

О! Знаю, она смелая! Точно-точно! Она вступила в Орден Феникса и даже вызов Лорду бросала. Вот только что там были за вызовы нам ничего не рассказали, как и про борьбу. Да и участие в некой «борьбе» может быть вовсе не признаком смелости, а признаком глупости, когда человек недооценивает или не принимает всерьез опасность. Или наоборот, ищет риска, адреналинщик такой. Или у человека нет выбора, куда ни кинь всюду клин, приходится сопротивляться обстоятельствам. Вариантов множество, поэтому сам факт вступления в Орден кого бы то ни было еще ни о чем не говорит. А про героическую жертву, я уже все сказала в предыдущих статьях.

Лили любила мужа и сына. Любила, да. Но и Петунья по-своему любит мужа и сына. И Нарцисса. Делает ли эта любовь их априори хорошими и во всем остальном?

И вот мы доходим до главного аргумента, - Лили была доброй девочкой! Что ж, давайте посмотрим повнимательнее, что к ее доброте относят поклонники Лили.

из открытых источников
из открытых источников

Без тени иронии пишу, что неоспоримым (и, пожалуй, единственным) доказательством беспримерной доброты Лили Эванс считается… ее дружба со Снейпом! Еще как! Мол, исключительная ж доброта душевная нужна, чтоб дружить с таким гавном… гадом подлым. Вон, самому Снейпу на всю жизнь хватило!

А я вот рискну спросить, была ли там вообще дружба и так ли уж Лили была добра к другу? Во всяком случае, так ли там все однозначно?

Начнем со знакомства. Да, вроде бы нужна и смелость, и та самая душевная чистота, чтобы непредвзято отнестись к ребенку из семейки маргиналов. Петунья недвусмысленно демонстрирует общественную позицию на счет того, что приличным девочкам не положено дружить с подобными «Снейпами».

Однако в данном случае минус стоит поменять на плюс, непредвзятость хотя бы на любопытство, потому что у Снейпа есть огромное преимущество, перекрывающее все прочие недостатки, - в о л ш е б с т в о! Больше того, он не просто волшебник, он еще рассказывает про целый волшебный мир, где уж тут устоять. Так что никакая выдающаяся доброта тут не причем, любой ребенок слушал бы такого интересного знакомого открыв рот и позабыв обо всем остальном.

Но Лилижеж продолжала дружить со Снейпом и в школе! Несмотря на разные факультеты! Несмотря на темную магию! И только невыносимое оскорбление разрушило эту дружбу! Вот какая она добрая!

Ну да, Лили оказалась не такой мерзкой маленькой сучкой как Роуз Уизли, не отказалась общаться с кем-то только потому, что этот кто-то попал на Слизерин. Но что такое дружба? Каждого ли с кем мы разговаривали в школе мы могли назвать своим другом?

из открытых источников
из открытых источников

Как по мне, дружба – это не только симпатия, но и уважение. Это взаимная привязанность, подразумевающая взаимопонимание, духовную близость, взаимное доверие и, как в песне, - друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий верный друг (с). То есть друзей принимают с достоинствами и недостатками, их не перевоспитывают «под себя».

Ничего из этого и близко нет в воспоминаниях Снейпа, которые вроде как должны нам продемонстрировать, какая же замечательная Лили была. Например, Лили можно вычитывать Снейпа за общение с ребятами с факультета, с которыми тот, на минуточку так, спальню делит, а ему про Мародеров высказываться нельзя, ни-ни! Его дело молчать и выполнять, а дружба подразумевает равенство сторон.

Ага, а еще Лили лучше любого преподавателя и Дамблдора вместе взятых знает, что такое Темная магия, - ведь только ее, судя по всему, и волнует Мери МакДональд, причем то, что это волнует саму Мери МакДональд мы не видим. В конце концов, раз Лили настолько принципиальная, то почему она не идет именно к Дамблдору по поводу черной магии?

Зато когда с ней начинают спорить, Лили не стесняется попрекнуть «друга» Гремучей ивой, вместо того, чтобы спросить не пострадал ли он, сильно ли испугался... Как не постеснялась потом у озера добить и без того достаточно униженного парня фразой про грязные подштанники. И что с того, что в первом случае она противоречит своей же предшествующей фразе про то, что Люпин не оборотень, а тут вдруг «я знаю, что Поттер тебя спас»? Да к черту условности! С ней же спорить осмелились.

Вот что я скажу, - за друзей так не беспокоятся добрые отзывчивые девочки. Друзей не отчитывают свысока. Им не ставят условий. Друзей, даже обидевшись, не валяют в грязи. Добрая отзывчивая девочка ради друга забудет об обиде, она в первую очередь подумает – как там ее друг, не пошел ли прыгать с Астрономической башни или топиться после такого-то унижения как у озера… Но ведь это же Лили, - староста и отличница, которая пока ее друг висит в верх портками, предпочитает не наложить штрафы на нарушителей порядка или огреть ступефаем агрессоров, а кокетничать с Поттером про свидание! И правда, наверное, я слишком многого хочу от доброй девочки, ее же так страшно обозвали.

Вот только не подлежит сомнению, что ругательство сорвалось у Снейпа впервые, случайно, в состоянии аффекта, и не в последнюю очередь благодаря такому своеобразному «заступничеству». Тогда как Лили действовала вполне хладнокровно, и с абсолютно холодной головой произнесла потом: «Никто из моих друзей не понимает, почему я вообще с тобой разговариваю.»(С).

Эта фраза не относится к данному разговору в коридоре, потому что относительно его Лили пояснила сразу «Я вышла, потому что Мери просила». (с)

(Обратите внимание, та самая Мери, просила за слизеринца, друга Эйвери и Мальсибера, который якобы Темную магию на ней практиковали, так-то)

То есть вывод очевиден, - Снейп в эти «друзья» все-таки не входил и раньше. Вот так, - это он за ней хвостом таскался, думая что дружит, а она с ним просто «разговаривала», терпела, и иногда великодушно соглашалась, мол, «ладно уж, друзья с тобой, только…»

Так разве это была дружба? Друзья не бывают бывшими, да еще не становятся таковыми так быстро. Если произошло нечто, рассорившее друзей, вероятно, между ними, - по крайней мере с одной стороны точно, - изначально не было настоящей дружбы.

А поскольку из песни слова не выкинешь и в каноне есть то самое «Всегда!», то мы точно знаем ответ с чьей.

из открытых источников
из открытых источников

Ну и последний гвоздь в крышку гроба святой доброты Лили, - отношения с сестрой. Многие возмутятся, как можно оправдывать в чем-то Петунью, она же обижала Гарри и как раз и говорила гадости про его покойных родителей. Все так. Однако, как и Снейп в воспоминаниях, Петунья-ребенок еще ни в чем не виновата, и ничего предосудительного еще не сделала. В то время Петунья еще просто девочка, и потому весьма примечательно, что же она помнит о сестре, став взрослой женщиной.

Кому-то может быть смешно, и кажется глупым пустяком претензии Петуньи, спустя 20 лет все еще истерично визжащей про чашки в крыс и лягушачью икру в мантии. Во-первых, Петунья гадкая, см. выше, и вообще завидует сестре-волшебнице. А теперь давайте представим себе девочку, которую не только не пустили в сказку (да, есть чему завидовать), но родная сестра еще и издевается над ней натурально, превращая чашкИ, не одну чашкУ случайно, в крыс. Между прочим, многие женщины крыс и мышей боятся. И разве добрая и отзывчивая девочка, зная, что ее сестра плохо относится к волшебству и почему так вышло, не должна подумать о чувствах сестры? А не хвастаться крысами? Даже если это было школьное домашнее задание, скажите мне, кто свою лабораторную по биологии станет раскидывать по дому или пихать сестре под нос, при том, что девочки живут в разных комнатах?

И про икру, мне уже многократно пытались доказать, что это гадкая Петунья залезла в карман мантии Лили, вляпалась и т.д. Но! Если бы это Петунья шарила по карманам, то зная, что так вообще-то нехорошо делать, даже вляпавшись там в мышеловку, - она бы молчала в тряпочку, как всякий проходимец о своих делишках.

А еще я специально смотрела оригинал на английском, но и там упоминается, что Лили ВСЕГДА, то есть не единожды, приезжала с лягушачьей игрой в мантии. Из этого, как женщина и хозяйка, я делаю следующий вывод: Лили на редкость безалаберная девица, которой лень даже собственные карманы вычистить. Вероятно, быстро привыкла к домовикам в Хогвартсе, а в родительском доме стиркой занималась Петунья, вот и вляпывалась регулярно в икру, проверяя карманы.

Но это так, всего лишь ремарки, ведь мы знаем не только что же рассорило сестер, - ответ на это очевиден, но и как это произошло. Как милая добрая Лили сама посеяла бурю.

Лили всегда была самоуверенной. Возьмем снова знакомство сестер Эванс и Снейпа, - можно конечно умиляться юной колдуньей, но как девочка ведет себя на самом деле? Ей весело и она не считает нужным слушаться старшую сестру:

«…девочка пустила качели на полную высоту, и оттуда взлетела в воздух — взлетела совершенно буквально, взмыла в небо с громким хохотом, а потом, вместо того чтобы упасть на шершавый асфальт, спланировала по воздуху, как акробатка»(с)

Вообще-то, от таких кульбитов дитятка – сердце запросто остановиться может! И что плохого делает в этот момент Петунья? Да, она завидует цветку в руке сестры, но остальное-то она говорит правильно – мама запрещает, не делай так! А еще очень боится, что их могут у видеть, - и разве Петунья боится зря?

Но хорошей девочке Лили начихать и на запреты мамы, и на старшую сестру, она говорит: «Но ведь ничего не случилось», «Тебе же от этого не больно!»

А что, раньше бывало больно? Почему такой выбор слов? Не «страшно», не «это пустяк»? Я ничего не хочу сказать, но неприятное «жжж» в этой легкомысленной девочке уже слышно.

А если кто-то сомневается, что для Лили ее мнение и ее желания уже в таком возрасте единственная парадигма, то следует второй эпизод из воспоминаний, где Снейп предупреждает:

«— И если ты занимаешься волшебством вне школы, Министерство тебя накажет — пришлет письмо.

— Но я же уже занималась волшебством вне школы!» (с)

Здесь нет авторских ремарок и остается только догадываться, каким тоном это было произнесено. Очевидно одно – в то, что она может делать что-то неправильно и ее могут наказать, Лили не верит даже новому другу-колдуну.

Замечательная, я бы сказала незамутненная девочка.

Девочка, которая позже, пусть и с подачи Снейпа, будет рыться в вещах сестры и не постесняется ткнуть ее письмом Дамблдору. Петунья говорит злые слова, она завидует способностям сестры, но разве добрая, чуткая девочка, любящая сестра стала бы так ее бить наотмашь с этим письмом? Тем более, что оно, судя по всему, и есть причина перемен в Петунье.

Уже тогда, в одиннадцать лет на перроне Хогвартс-экспресса можно было увидеть предпосылки поведению Лили у озера и после. Я вот об этом:

«— Я с тобой не разговариваю, — сказала она сдавленным голосом.

— Почему?

— Тунья меня ненавидит. За то, что мы прочли письмо от Дамблдора.

— И что?

Она посмотрела на него с глубоким отвращением: — А то, что она моя сестра!» (С)

Пардон муа, я ничего не хочу сказать, но буквально абзацем выше было:

«— Кто тебе разрешил читать… — прошептала Петунья. — Это мое личное… Как ты могла?..

Лили выдала себя, взглянув в сторону Снегга, стоявшего неподалеку. Петунья ахнула.

— Так вот кто нашел мое письмо! Ты рылась в моей комнате вместе с этим мальчишкой!

— Нет, мы не рылись… — Лили перешла на оборонительную позицию. — Северус увидел конверт и не поверил, что магл мог завязать переписку с Хогвартсом, вот и все! Он сказал, что, видимо, на почте тайно работают волшебники, которые…» (с)

То есть что мы имеем в сухом остатке? Говнюк беспризорник Снейп, мало то что каким-то образом оказался в доме благополучных Эвансов, но и в комнате, - ОТДЕЛЬНОЙ, снова обращаю внимание, комнате, - Петуньи. Там увидел письмо и подбил Лили его прочитать. И Лили, вместо того, чтобы остановить его (да-да, это же твоя сестра, детка!), - не находила в этом ничего предосудительного. Но! Ровно до того момента как сама же проболталась об этом Петунье. После чего тут же нашла крайнего, на кого можно смотреть с отвращением, - мол, это же все он, а я все равно хорошая. И никаких сомнений опять в собственной правоте. Истинная святая, без шуток.

В прошлой моей статье был поставлен вопрос «что не так с Поттерами», однако в рамках одной статьи возможно охватить только один какой-то момент, поэтому продолжаю тему и переходим конкретно к...-6

В общем, что я могу сказать по итогам. В лучшем случае, персонаж Лили Поттер несет в себе хроническую болезнь Поттерианы, когда картинка не соответствует подписи под ней. Либо опять имеет место неумение автора пользоваться литературными же приемами, когда в целях придания персонажу глубины ошибки и промахи Лили читателю показали, а вот показать действительно верную подругу хотя бы для той же Мэри, чуткую и любящую сестру, - немного забыли.