Кандидаты, прошедшие Школу приемных родителей, конечно знают, что дети в учреждениях имеют свои особенности. Предлагаю поближе познакомиться с тем, как появляются эти особенности на примере жизни самых маленьких детей-сирот
Читать все записи Катерины
И начать я хочу с нарушения привязанности.
Типичное панельное здание в 3 этажа. 3 подъезда. На третьем этаже только административные кабинеты и музыкальный зал – здесь проходят праздники. На первых двух этажах – группы. Когда-то лет 30 назад этих групп было много – целых 11, и везде были дети. Старожилы говорят, в 90-е детей было больше 100. Теперь половина групп не функционирует.
В группы дети собираются не только по возрасту, но и по психомоторному развитию.
Боксы – для самых тяжелых детей, требующих круглосуточного медицинского наблюдения. Здесь всегда дежурит медсестра, в иных группах с 8 утра до 8 вечера работают не медсестры, а педагоги. Сюда же в бокс помещаются дети, впервые прибывшие в дом ребенка или болеющие.
Группа грудничков до года. Иногда здесь дети задерживаются дольше, если их психомоторное развитие существенно отстает.
Старшая и наиболее продвинутая группа – эти дети самостоятельно кушают, поднимаются и спускаются по лестнице, регулярно выходят на совместные прогулки. Надежда наших педагогов – именно они активные участники праздников и различных мероприятий. Иногда здесь появляются дети, умеющие что-то говорить.
Старшая группа детей с проблемами – большинство детей здесь тоже ходит и самостоятельно кушает, но интеллект, как правило, существенно отстает. Здесь много относительно сохранных ребят с синдромом Дауна, а также другими генетическими синдромами или последствиями осложнений в родах, или последствиями употребления матерью алкоголя при беременности. Наиболее продвинутые из этой группы переходят в предыдущую при наличии мест.
Еще одна группа – это тяжелые дети, но не настолько тяжелые, как дети в боксах. Они не истощены, не бьются в судорогах и не кормятся через зонд. Но часто в свои 2-4 года все еще не ходят. Вывести таких детей на прогулку всех вместе, особенно в холодное время года, практически невозможно. Как правило, вместе с воспитателем здесь дежурит санитарка, которая сидит в группе, пока воспитатель прогуливает парочку детей на сдвоенной коляске. Также вдвоем они кормят детей с ложки, так как кушать самостоятельно здесь, как правило, не умеют.
Каждый ребенок, поступающий в учреждение, сменит по две, а то и по 3 группы в период своего пребывания здесь. Если ребенок маленький, то сначала он окажется на карантине в одном из боксов, затем перейдет в группу грудничков, а уже оттуда по мере взросления в одну из 3-х групп старших детей.
В каждой группе свои дневные воспитатели, ночные медсестры, санитарки при наличии и, возможно, свой врач-педиатр, потому что их в доме ребенка два. Педагоги и медсестры работают посменно – как правило в группе их всего 3 смены. Итого, пребывая в одной группе, маленький человечек знакомится примерно с восьмью взрослыми, которые постоянно меняют друг друга. При переходе в следующую группу эти 8 человек заменяются другими восьмью…. Ах, да, забыла, что за каждой группой закреплен еще свой логопед (дефектолог), который ежедневно по будням проводит с каждым ребенком индивидуальное занятие на 15 минут…
Непрерывная смена лиц и рук как пейзажа за окном скоростного поезда… Как вы думаете, может ли сформироваться в таком случае устойчивая привязанность, которая естественно возникает у домашних детей к опекающим взрослым? Увы, нет…
Вместо устойчивой привязанности к конкретному человеку дети формируют привычку отчаянно искать внимания любого приходящего взрослого, ведь несмотря на такое разнообразие взрослых в конкретный момент времени группа из восьми человек, как правило, взаимодействует всего с одним взрослым, который при всем желании не может разорваться и уделить достаточное внимание каждому ребенку индивидуально.
Так каждый взрослый здесь становится «мамой», ну а «пап» в таких учреждениях не бывает…
Когда с ребенком приходят знакомиться кандидаты, они могут услышать слово «мама» сразу из множества маленьких ротиков. «Ребенок пошел ко мне сразу… Он узнал меня… Мы ему понравились!» — так думают приемные родители, а ребенок скорее всего думает: «О! Свободная тетя, интересно, еще одна возможность получить хоть каплю внимания… и новизны».
Не стоит удивляться, что такой ребенок, принятый в семью, может запросто обняться с незнакомой женщиной и уйти с ней, куда глаза глядят. Ведь в группу к ребенку мог, например, зайти еще и старший воспитатель, психолог, физиотерапевт, массажист, процедурная медсестра, и увести мальца прочь из группы, ведь в доме ребенка все тети – мамы, и никаких опасностей, связанных с новыми людьми, нет.
Можно ли как-то решить проблему нарушения привязанности на уровне учреждения? По моему мнению — нет.
Группу разновозрастных детей, где по мере взросления ребенка воспитатели не меняются, создать практически невозможно. Потому что у детей разных возрастов разные режимы сна и бодрствования, разные меню, разные весовые категории. Помним о том, что это не домашние дети.
Кто даст гарантию, что трехлетка не обидит лежащего рядом младенца? Будет ли комфортно ребенку постарше просыпаться всю ночь от криков голодных ртов? Как оборудовать группу? Старшим нужно пространство для подвижных игр, а малышам нужен большой ковер, где они бы могли пытаться проползти свои первые 10 см…
Группы малышков и неходячих, как правило, располагаются на первом этаже, чтобы проще было спустить коляски, спины у персонала не железные, а мужчин на помощь нет, поэтому разновозрастные группы все должны быть не выше первого этажа…
К тому же дом ребенка для многих детей лишь временное пристанище – множество малышей окажутся в приемных семьях через месяц-два-три-год и т.д. Получается, в группе освобождаются места и, значит, в нее нужно кого-то перевести из другой группы… Иногда наоборот случается прямо таки «наплыв» детей определенного возраста, и снова тогда нужно производить пертурбации – не может быть в одной группе 12 человек, а в другой 4. Как правило, группы рассчитаны на 8 детей.
Поэтому конечно для формирования нормальной привязанности малыши должны жить дома пускай и во временных, но все же в семьях.
А что предложите вы? Есть ли, на ваш взгляд, способ улучшить ситуацию с привязанностью на уровне сиротского учреждения для самых маленьких?
Было бы интересно услышать ваши предложения в комментариях.