Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Бой после победы" (СССР, 1972)

Бой после победы. СССР, 1972. Режиссер Виллен Азаров. Сценаристы Виллен Азаров, Василий Ардаматский, Михаил Блейман. Актеры: Михаил Волков, Георгий Жжёнов, Евгений Кузнецов, Алексей Эйбоженко, Григорий Гай, Людмила Максакова, Владимир Гусев, Мати Клоорен, Николай Прокопович, Людмила Шапошникова, Владимир Татосов, Игорь Ясулович и др. 35,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

«Действие фильма «Бой после победы» протекает в Мюнхене. … Казалось, воздух над Германией еще продолжает вздрагивать от недавно затихших залпов, но немцы уже принялись расчищать развалины, но повсюду идет яростный диспут: какой быть послевоенной Германии. Отнюдь не все мечтали видеть ее миролюбивой и демократической. Конечно, открыто никто не осмеливался взять под защиту фашизм или фашиста. Но на деле... Таинственным образом из американских лагерей для военнопленных стали исчезать военные преступники. Кто-то спасал их от суда народов. Какие реваншистские помыслы зрели в их головах, какие сети плелись под прикрытием ведомства Аллена Даллеса? Об этом можно было только догадываться. А надо было знать.

Знать, потому что действия недобитых, естественно, направлены или будут направлены против нас и наших друзей, в первую очередь против социалистического германского государства. С первых дней существования ГДР против нее началась самая настоящая жестокая война. Главной ударной силой в этой войне была организация, руководимая небезызвестным нацистским генералом Геленом, созданная, или, вернее, воссозданная, в полное нарушение Потсдамских соглашений.

Ясно, что фильм, который взялся повествовать о таких событиях, не может не быть политическим в том именно смысле, что сама политика определяет движение фильма и является предметом исследования художника.

В ранее выпущенных первых двух сериях рецензируемой картины — «Путь в Сатурн» и «Конец «Сатурна» — рассказывалось, как советский разведчик капитан Крылов под именем перебежчика Крамера проник в одну из групп немецкой армейской разведки—абвера и сумел передать нашему командованию немало ценной информации. Не раскрытый до конца войны Крылов уходит с разбитыми частями гитлеровцев на Запад. Здесь его как опытного абверовца подбирает к рукам Гелен, и здесь начинается фильм «Бой после победы».

Конечно, борьба с фашизмом — это политика, самая высокая, самая благородная политика, но сейчас понятие «политическое кино» стало понятием жанровым, и в этом смысле «Бой после победы» много ближе к современному представлению о политическом фильме, фильме, который трактует вопросы, волнующие сейчас весь земной шар движение молодежи, сопротивление реакции, освободительная борьба; пристрастия и взгляды в таком фильме предельно обнажены, а идейные споры вынесены прямо на экран. Для нас такими фильмами, в которых мы можем непосредственно «ввязаться» в идейную схватку, служат картины, затрагивающие международные отношения. Сделано пока еще мало, и поэтому важна каждая удачная попытка.

Но вернемся к картине. К сожалению, поблек образ капитана Крылова. И это, может быть, самая крупная потеря. В свое время исполнение Михаилом Волковым роли Крылова-Крамера было открытием для кино талантливого актера. Послевоенный Крылов сильно уступает военному по всем статьям. Конечно, и по роли отважный капитан изменился — повзрослел, много пережил, но если судить только по этому фильму, то это человек не слишком глубокий и не слишком находчивый, во многом даже просто пассивный. Поток событий скорее несет его с собой, нежели он управляет им, как это было раньше.

А если говорить о тех приобретениях, которые есть в фильме, то в первую очередь следует поговорить о другой фигуре. Это бывший (впрочем, и настоящий тоже) начальник Крамера по «Сатурну» майор Вильгельми.

Николаю Прокоповичу достался более благодарный драматургический материал, потому что характер его персонажа меняющийся, и актер сумел его использовать с блеском, ему удалось передать ту мучительную переоценку ценностей, которая происходит в сознании немолодого человека, кадрового офицера, образцового служаки.

Переломным пунктом для него была затеянная Геленом широкая диверсионная акция против ГДР. Немцы убивают немцев! Патологический антикоммунизм Гелена и его хозяев на многое открыл глаза людям, в которых, несмотря ни на что, сохранились человеческие черты, элементарная порядочность.

Жаль, что авторы не соразмерили сюжетную конструкцию фильма. Сюжет, затянувшийся в первой половине картины, где очень подробно излагались обстоятельства, приведшие Крамера и Вильгельми в организацию Гелена, к концу фильма мчится галопом, притом в самых интересных местах, например, там, где Крамер открывает перед Вильгельми свое истинное лицо, или там, где майор уже сознательно начинает помогать советскому разведчику.

Финал картины мне кажется вообще придуманным не слишком искусно.

Чтобы извлечь из операции измотанного, перенесшего тяжелую душевную травму Крылова, стоило ли требовать его выдачи как военного преступника? Руководители нашей разведслужбы выглядят тут просто наивными: ясно, что именно такого человека его покровители постараются либо припрятать, либо ликвидировать: слишком многое он знает.

Вторым главным — хотя и отрицательным — героем фильма стал «сам» Гелен в исполнении немецкого актера М. Клоорена. Вокруг имени «серого генерала» много лот ходили легенды. Один западный журналист писал, что Гелен не брезгует никакими средствами, чтобы заслужить звание — «враг номер один Страны Советов». Мы видели в кино множество обрезов наших врагов разных номеров. К сожалению, часто они напоминали друг друга и, пожалуй, выглядели примитивней, чем были на самом деле. Подлинный Гелен не из тех прототипов, которые любили позировать перед журналистами и кинооператорами. Но пусть невозможно сравнивать оригинал с ролью, трактовка Клоорена убеждает. Да, этот человек мог быть таким — холодным, умным, уверенным в себе и постоянным в своей ненависти к нам. С таким врагом непросто иметь дело, и потому борьба с ним приобретает особый накал и заслуживает особого уважения.

В большом, двухсерийном фильме, конечно, есть еще немало персонажей и эпизодов, заслуживающих доброго упоминания. Как всегда точно и убедительно играет Г. Жженов (генерал Тимерин). Но всех перечислить невозможно.

Важно другое — фильм, возможно, задуманный как продолжение популярного детектива, приобрел новое качество и активно вмешался в гущу европейских политических споров. «Организации Гелена» давно нет, отношения Западной Германии с ее восточными соседями заметно улучшились, и на флагштоках олимпийского Мюнхена реяли флаги ГДР. Но было бы очень преждевременно сказать, что борьба, начавшаяся на следующий день после Дня Победы, окончилась...» (Всеволод Ревич. За четверть века до олимпиады // Советский экран. 1972. № 22. С. 2-3).