Четыре мудрых существа древности: Бирюзовый Дракон, Огненный Феникс, Белый Тигр, Чёрная Черепаха. Дети Дракона. Место небесных животных в У-Син
Дракон
Дракон (Цин Лун) символизирует перемены, силу, власть и мудрость. Он соответствует элементу Дерево, времени года Весна и стороне света Восток. Дракон есть активная энергия янь. Он является повелителем воды.
Эти священные животные выглядят совершенно по-особенному: у них тело змеи, голова верблюда, рога оленя, глаза кролика, чешуя карпа, лапы тигра и когти орла. Размер драконов разный: от метра до 300.
- Согласно преданиям, драконы раньше густо населяли землю, а пять тысяч лет назад, когда человек стал деградировать, они стали покидать этот мир.
- Драконы могут становиться невидимыми и изменять свои размеры от гусеницы до половины неба.
- Голос дракона напоминает звуки грома и медного гонга.
- Весной дракон просыпается и улетает в небо, а осенью погружается в море для сна.
- Дракон живёт минимум тысячу лет; он может умирать по собственной воле.
- Дракон с жемчужиной на бороде является проводником мудрости и знания. Он может передать эту жемчужину достойному.
- Существуют трёхлапый дракон (символ троицы небо-земля-человек) и пятилапый дракон (четыре стороны света + центр). Послденго также называют Императорским.
- Врата дракона — карп, олицетворение настойчивости и упорства. При должном поведении карп и сам вскоре становится драконом.
Изображения Дракона — символ силы, могущества, счастья. В союзе с Фениксом он обозначает гармонию, взаимодействие мужского и женского начал. Сочетание с Тигром — алхимия. Сочетание с Черепахой — мир, неизменность.
Девять сыновей дракона по Я.Шэню
Книга «Шэнъань вайцзи» поэта Ян Шэня (1488—1559) говорит о девяти основных сынах дракона. В соответствии со своими наклонностями они предпочитают разные места обитания, и потому изображаются там, где им наиболее комфортно.
Первый сын дракона Биси (Дитя Воды)
Черепаха-дракон Биси (также Бисю, Би-Ци) обладает добрым нравом и служит защитой для благополучия семьи, уменьшает ссоры среди ближних.
Повадки биси традиционно описываются как «биси любят носить тяжести» (赑屃喜负重), поэтому они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой и/или косматой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом.
Второй сын дракона Чивэнь (Драконий Рот)
Безрогий дракон с большими губами и коротким рыбьим телом Чивэнь (также "Чжи-вэнь" или "Чжун-вэнь") является поглотителем злых духов, он охраняет дом от зла и бушующей стихии огня, воды, ветра.
Чивэнь любит заглатывать предметы и смотреть вдаль, поэтому его часто можно встретить на коньках крыш.
Третий сын дракона Пулао
Небольшой дракон Пулао (также "Бу-лао"," Пу-ляо") любит кричать и живёт около моря. Больше всего он боится китов.
Пулао любит звук, крик, рык, звон, гонги и колокола. Поэтому он изображается на верхушках колоколов, служа их рукояткой (а язык колокола делают в виде кита, чтоб Пулао громче кричал).
Четвёртый сын дракона Биань
Биань (также Пи-хань, Бихань) выглядит как тигр. Он очень отважен и силён. Его интерес — исполнение закона, наказание и заключение.
Он контролирует заключенных и преступность. Его изображают на дверях тюрем.
Пятый сын дракона Таоте
Волкоподобный обжора Таоте любит поесть. Он бесстражен и свиреп, у него огромные круглые глаза, он всегда ненасытен и алчен до других обжор.
Поскольку он связан с обжорством и потреблением, его изображения можно часто встретить на посуде, на ритуальных предметах типа колоколов и подставок. Ещё его помещали на мостах во избежание наводнения, ибо верили, что его ненасытная утроба может поглотить всё лишнее, в том числе, и бездну воды.
Шестой сын дракона Гонг-фу
Дракон, любящий воду, известен также под именами Бася и Чиочу.
Он любит находиться в воде, особенно проплывать под мостами. Поэтому его фигурами часто украшают мосты и каналы — чтобы он всегда мог смотреть на воду.
Седьмой сын дракона Яцзы
Яцзы (также Яйцзы, Ай–хуа) — отважный и сердитый шакалоподобный зверь, любящий убивать врагов.
Изображениями воина Яцзы украшают рукоятки холодного оружия.
Восьмой сын дракона Суаньни
Рогатый лев Суаньни имеет благородный спокойный нрав, он любит созерцать.
Суаньни любит сидеть, и поэтому его обычно помещают сидящим у ног Будды или бодхисатвы. Также статуи Суаньни ставят у входа в дом.
Девятый сын дракона Цзяоту
Цзяоту похож на морскую раковину и не любит, чтобы его беспокоили.
Главная функция Цзяоту — защита, поэтому его помещают на дверные ручки или пороги.
Стоит понимать, что помимо вышеназванных Девяти Сынов Дракона у него их насчитывается неисчислимое множество — ведь природа его считается непристойной, позволяющей ему совокупляться с кем угодно.
Так, к драконоподобным существам также относятся быкоподобный и спокойный Циньню, любящий музыку (изображается на музыкальных инструментах), отпугивающий несчастья львиноподобный Чаофэн (помещается на крышах), любящий литературу и каллиграфию Фуси (его можно встретить на надгробиях и на стеллах), водолюбивый Чишоу (помещается на трубах), волкоподобный Хоу (ездовой дракон императора) и многие другие. Читать больше>>
Феникс
Огненный Феникс (Фэн Хуан, также Чжу-няо) символизирует жизнь, прародителя всех знаний, женское начало инь. Он соответствует элементу Огонь, времени года Лето и стороне света Юг.
Это священное животное выглядит так: «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост Фэн достигает трёх метров.
Феникс есть предзнаменование чуда, он означает добрую удачу, а также рождение правителя, установление мира и благоденствия. Он показывает себя только достойным.
Добродетели Фэн: человечность; справедливость; мудрость; доверие; совесть; верность.
Черепаха (Чёрный воин Севера)
Чёрная Божественная Черепаха Лин Гуй (Сюань У) символизирует столп мироздания, связь с богами, мудрость, долголетие. Она соответствует элементу Вода, времени года Зима и стороне света Север.
Божественная Черепаха выглядит так же, как и её земные аналоги, разве что размером побольше и цвета она чёрного с красноватым отливом. Спину её обычно обвивает змея.
Образ черепахи занимает важное место в китайской мифологии. Согласно одному из самых древних мифов о создании человечества, мифу о починке небосвода, пять тысяч лет назад богиня Нюйва, спасая людей от огненного небесного дождя, залатала дыру в небе расплавленными камнями и подперла углы небосвода ногами гигантской черепахи. По другой легенде, черепаха, на панцире которой был нанесен магический квадрат лошу, явилась мифическому императору Юю. В даосских сочинениях можно встретить упоминания о черепахах как средстве передвижения — так, например, на черепахе передвигалась владычица Запада Сиванму.
Черепаха дарит защиту. Её хорошо держать на северной стороне — это приносит удачу в карьере и профессиональных успехах; очень удобно при этом, если она будет выполнена из нефрита.
Белый Тигр
Белый Тигр символизирует внутреннюю силу, мирный научный прогресс, воинскую доблесть, границу с загробным миром. Главная функция Бай Ху: охрана Страны Мёртвых от людей и наоборот. Существо соответствует элементу Металл, времени года Осень и стороне света Запад.
Белый Тигр Запада выглядит как белый тигр (тигрица) с чёрным узором и хвостом длиннее туловища. Он питается мясом неубитых и не едящий живых существ.
Появление Белого Тигра служит признаком гуманного правления — ведь, несмотря на свирепый нрав, это существо покорно долгу и справедливости.
Бай Ху изображают на стенах погребальных сооружений, на знамёнах войска, на воротах даосских храмов (в качестве стража). Его также можно встретить в качестве проводника творческой энергии и воспитателя детей.
Небесные существа в У-Син
Каждый из вышеназванных Небесных существ вместе с Жёлтым Кирином вписаны в главную систему знаний о мироздании — У-Син. Они соотносятся с определённой стороной пятичленной всепронизывающей китайской структуры: стихией, цветом, направлением света, погодными влияниями, внутренними органами человека, небесными телами, родами живых существ, видом отношений — и служат их своеобразным символом.
Более подробное соответствие Небесных существ с главными понятиями микро- и макрокосма представлены ниже:
Читать про других благородных мифических животных>>