Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Следствие закончено, забудьте» Дамиано Дамиани

«В ряду острых социально-критических картин стоит и беспощадный в своем пристальном разоблачительном анализе фильм Дамиано Дамиани «Следствие закончено, забудьте», продолжающий и углубляющий тему его «Признание комиссара полиции прокурору республики».

Действие происходит в тюрьме, которая показана и как инструмент власти и как «продолжение», ячейка буржуазного общества, зараженная всеми его болезнями и пороками. Здесь господствуют подкуп, беззаконие и произвол, и мафия протягивает сюда свои щупальца едва ли не более уверенно, чем в другие области государственной жизни. Мы видим происходящее глазами главного героя — архитектора Ванци (Франко Неро), попавшего сюда случайно: одного подозрения было достаточно, чтоб он надолго оказался арестантом и пережил ужасы этой тюрьмы.

Погибает от рук наемных убийц, приведенных самим полицейским капралом, сосед Ванци по камере — Пезенти (Риккардо Куччолла), который знает о махинациях, совершаемых власть имущими, и слишком честен, чтобы идти на компромисс даже под угрозой расправы. Дамиани завершает картину выразительной концовкой, полной горькой иронии и сарказма. Выпущенный на волю архитектор скоро забывает обо всем происшедшем, продолжая свою благополучную жизнь респектабельного буржуа. Элегантный костюм, роскошная яхта. Что ему до девушки — дочери Пезенти, желающей знать правду о своем отце! С чувством, в котором смешаны испуг и безразличие, он отмахивается от нее, словно хочет сказать фразу, ставшую названием этого кинофильма» (Асенин С. Подсказано временем. Карловы Вары-72 // Советский экран. 1972. № 21: 17).