Купить шины сегодня несложно — достаточно зайти на сайт какого-нибудь магазина и воспользоваться удобными формами для подбора. Или прибегнуть к помощи консультантов, если вы совсем ничего не понимаете в покрышках. Но тем автомобилистам, кто всё-таки хочет уметь разбираться в особенностях шин без посторонней помощи, нужно научиться читать маркировку на боковинах покрышек. Мы подготовили для этого понятную инструкцию.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
Сезонность шины
Сезонность покрышек можно определить по значку либо надписи. Маркировка зимних шин регламентирована и представляет собой снежинку на фоне трёх горных пиков. Летние покрышки не имеют единой маркировки. На них могут быть отформованы цветы, капли дождя и т.п. Нередко встречаются обозначения M+S, R+W или All Season. Так производители маркируют условно всесезонные шины.
Размеры шины
Основной критерий при выборе резины — её размерность. Она должна подходить к вашему автомобилю и колёсным дискам. Есть три основных параметра автомобильной шины:
- Ширина.
- Высота профиля (боковины).
- Посадочный диаметр.
На покрышках эта информация представлена в виде последовательности цифр, причём каждая из них обозначает разные параметры. Например, маркировка 205/55 R16 означает, что параметры шины следующие:
- Ширина протектора — 205 мм.
- Высота профиля составляет 55 процентов от ширины, что в пересчёте округлённо даёт 113 мм. А вовсе не 55 мм, как ошибочно считают некоторые водители.
- Посадочный диаметр покрышки (размер отверстия под диск) составляет 16 дюймов.
Последний размер точно выдерживается производителем шины, иначе она просто не сядет нормально на диск. А вот ширина (и соответственно, высота) могут на несколько миллиметров разниться от одной модели к другой, несмотря на одинаковые цифры размерности.
Буква R в маркировке не имеет никакого отношения к радиусу колеса. Этим символом обозначают расположение внутреннего корда покрышки — нитей или металлической проволоки, которые не дают шине растягиваться под давлением, как воздушному шарику. Буква R — радиальный корд. Существуют также покрышки с диагональным кордом, но сегодня они практически не применяются на обычных машинах.
Подбираем шины по размерности
На машину рекомендуется устанавливать только тот типоразмер колёс, который предусмотрен заводом-изготовителем. Однако часто он оставляет владельцу некоторое «пространство для манёвра», предлагая несколько вариантов размерности шин.
Их можно найти в инструкции к автомобилю, но быстрее и проще изучить стикер, который на заводе наклеивают в проёме водительской двери или на лючке бензобака. Там будут указаны не только допустимые размеры, но и давление, до которого рекомендуется накачивать покрышки.
Важно понимать, что ходовая часть автомобиля, включая подвеску, спроектирована и настроена под эти параметры. Произвольно изменив размер, вы рискуете серьёзно ухудшить ездовые качества автомобиля и подвергнуть подвеску повышенному износу. Кроме того, колёса большего размера могут просто не влезть в арки, а меньшего — задевать за тормозные суппорты.
Весовые и скоростные параметры
Следом за размерностью шины на боковине нанесено сочетание числа и латинской буквы немного меньшего размера — это параметры штатной эксплуатации покрышки. Цифры показывают предельную нагрузку на колесо, а буквы — это индекс максимальной скорости.
Индекс нагрузки не имеет размерности, каждое число соответствует определённому количеству килограммов. Для удобства мы расшифровали их в таблице.
Допустимая нагрузка на покрышку косвенно зависит от её размерности, поэтому разработчики автомобиля подбирают шины такого размера, чтобы они надёжно выдерживали его вес. Но в зависимости от модели шины индекс нагрузки может отличаться на несколько единиц, так что свериться с таблицей будет не лишним. Необходимо взять снаряжённую массу автомобиля (из ТТХ), прибавить вес пассажиров, которые ездят на нём, а полученную сумму разделить на четыре. И прибавить хотя бы 30 процентов в расчёте на полную загрузку машины.
За цифровым индексом нагрузки расположена одна из 14 латинских букв. Каждая из них соответствует максимальной скорости, на которой можно использовать шину, и называется «индекс скорости». Его расшифровка — в таблице.
Дополнительные буквы
На некоторых покрышках их размерность и индексы дополняются несколькими латинскими буквами.
- Символ «С», расположенный сразу за диаметром, например, R15C говорит о том, что перед вами радиальная покрышка с посадочным диаметром 15 дюймов и увеличенной грузоподъёмностью. Такие используют для лёгкого коммерческого транспорта. Маркировка образована от первой буквы английского слова «Cargo» (Груз).
- Символы «XL» или надпись «extra load» можно встретить на шинах, предназначенных для полноразмерных кроссоверов и джипов. Их располагают после размера, нагрузочных и скоростных характеристик. Так обозначают покрышки, имеющие большую грузоподъёмность за счёт усиленной боковины и доработанного под эти цели состава. Маркировка дословно означает «повышенная нагрузка».
- На покрышках, предназначенных для спортивных автомобилей, встречается размерность с литерами VR или ZR. Фактически они дублируют индекс скорости (более 210 км/ч или более 240 км/ч соответственно). В последнее время они используются всё реже.
RunFlat
Технология RunFlat позволяет безопасно передвигаться на автомобиле с проколотой покрышкой. Снизив скорость, на машине можно проехать до 50–100 км даже на полностью спущенной шине, чтобы добраться до сервиса. Такая возможность достигается за счёт специальной технологии производства и дополнительных слоёв усиливающего корда в боковине.
Единого стандарта обозначения не боящихся проколов шин нет, производители маркируют их по-разному: RunFlat, RFT, EMT, DSST, Run On Flat, SSR, TFR, XRP, ZP, ZPS.
Дата изготовления шины
На все покрышки наносится дата выпуска. Она обозначается четырьмя цифрами, заключёнными в овал, и чаще всего располагается ближе к ободу диска.
Расшифровывается запись так:
- Первые две цифры — порядковый номер недели в году, на которой была выпущена шина.
- Третья и четвёртая цифры — год изготовления.
Например, обозначение «0420» значит, что покрышка произведена на четвёртой неделе 2020 года.
В среднем срок службы шин составляет не более 5 лет, а для зимних шипованных — до потери примерно 50 процентов шипов.
При правильных условиях содержания шины сохраняют свои свойства около 4–5 лет, а потом резина неизбежно деградирует. Перед покупкой стоит проверить дату изготовления и воздержаться от приобретения старой резины. А при эксплуатации не забывать вовремя менять отъездившую своё резину на новую — даже если у неё ещё сохранилось немало протектора.
Определяем износ шины
Основным показателем износа является остаточная глубина протектора. По закону, для летней резины легкового автомобиля она не должна быть меньше 1,6 мм, а для зимней — минимум 4 мм. Протектор можно измерить линейкой или специальным цифровым прибором. Но производители также размещают на шинах разные индикаторы износа:
- Вставки в канавках минимально допустимой высоты. Когда протектор изнашивается вровень с вставкой, шину нужно менять.
- Контрольные цифры или символы на шашках протектора. Они выдавлены на строго определённую глубину и по мере износа шины исчезают один за другим — вплоть до крайнего, сигнализирующего о критической глубине протектора.
Правильный монтаж
На покрышке могут быть нанесены надписи «rotation» (со стрелкой или аналогичным символом) и «inside/outside». Эти маркировки обозначают правильное направление вращения колеса и внутреннюю/внешнюю боковину шины, подсказывая работникам шиномонтажа, как правильно надеть покрышку на диск. Это необходимо для направленных и асимметричных моделей покрышек.
Если установить шину неправильно, протектор будет хуже отводить воду и сильнее шуметь, сцепление с дорогой также может пострадать.
Ещё на новой шине можно увидеть цветные точки или треугольники на боковине, а также полосы на протекторе:
- Красная точка указывает на самую жёсткую точку боковины.
- Белую точку ставят на самое гибкое место шины.
- Жёлтая точка обозначает самую лёгкую точку шины.
- Цветные полосы наносятся на заводе для внутренних нужд — для покупателей они не имеют никакого значения.
А вот жёлтая точка полезна — опытный шиномонтажник соберёт колесо так, чтобы она оказалась напротив ниппеля. Так колесо будет легче отбалансировать.