Найти тему

Как работодатели наживаются на обучении сотрудников

Вчера написала статью про то, как мотивировать взрослых людей обучаться и от себя добавила пункт про бесплатное обучение. Не прошло и суток как прилетел комментарий, что для некоторых оказывается шоком, что организация может брать деньги с сотрудников за обучение. Все организации разные и подходы к обучению персонала у них тоже разные. Я понимаю, что компания несет определенные затраты вкладываясь в своих людей, но некоторые методы меня откровенно поражают.

В этой статье поделюсь теми вариантами, которые встречала в своей практике. От бесплатных к дорогим и обязательным.

Какие условия обучения бывают в компаниях?

1. Условно бесплатно. Работодатель сам вкладывается в обучение персонала, и они ему ничего не платят. Такие работодатели импонируют мне больше всего, потому что они готовят специалистов сами под себя и отдают отчет в том, что при других обстоятельствах данные знания людям не нужны.

2. Стажировка. Тоже, на мой взгляд, довольно честный вариант обучения. Ты вкладываешь деньги в бучение сотрудников, а они в этот период бесплатно работают, либо за какой-то минимальный оклад.

3. Гарантия трудоустройства. Здесь тоже в принципе все честно. Работодатель вкладывает деньги и время в обучение сотрудников и хочет отдачи. Поэтому, если сотрудник работает какой-то обговоренный срок, к примеру 3 или 6 месяцев, сотрудник ничего компании не должен. Если же он уходит раньше, будь любезен - оплати.

Но вот здесь встречаются и не совсем честные способы. Встречала компанию, которая вывозила новых сотрудников на неделю в свой учебный центр прямо с проживанием. Там люди попадали в сказку. Им рассказывали, как они будут работать, какие возможности у них есть, как в компании все чудесно и сотрудники откровенно влюблялись в работодателя. Сразу во время обучения их официально трудоустраивали. Но, как и в сказке про Золушку, часы бьют полночь, а вернее конец обучения и уже оформленных людей отправляют на рабочие места. А там не все так радужно как им обещали и люди оказываются в ловушке.

Я работаю не только дома, но и в детских игровых центрах. Обычно зона для родителей там очень интересно оформлена
Я работаю не только дома, но и в детских игровых центрах. Обычно зона для родителей там очень интересно оформлена

4. Рассрочка. Бывает, что компания обучает сотрудников, а потом ежемесячно по немного вычитает у них из зарплаты. Все бы ничего, но у моей знакомой по какой-то ошибке забыли это сделать. Обнаружилось это недоразумение, только когда знакомая решила уволиться. В общем стоимость обучения вычли из ее выходного пособия. Спасибо что еще должна не осталась компании.

5. Предоплата. А вот это самый «интересный вариант». И почему-то я все чаще стала его встречать. При этом, авторы онлайн-курсов тоже это пронюхали и стали продавать свои курсы под соусом трудоустройства. Так вот идея в том, что ты сначала учишься, а потом, МОЖЕТ БЫТЬ, тебя трудоустроят.

На одной из встреч с предпринимателями стала свидетелем ситуации, когда директор одного агентства жаловалась, что у нее большая текучка, она только обучит сотрудника, как он уходит, обучает следующего и он опять уходит. А она же им свои секретные знания передает, время тратит. Ну и ее гениальным решением было как раз сделать курс «молодого бойца» по итогу которого она будет выбирать кого брать а кого нет. Стоит ли упомянуть, что она пришла с вопросом, как найти персонал? ЗЫ. Тут я как бизнес-психолог просто настаиваю сначала разобраться с текучкой, а потом с обучением.

6. Внеклассная работа. Тот способ, который я ощутила прямо на себе. Компания обязывает тебя обучаться, но делать ты это должен во внерабочее время. Отдыхать не обязательно. Если вдруг ты пропускаешь обучение, то тебя штрафуют, ну или правильнее сказать не начисляют премию. Как вы уже поняли, такой подход ускоряет эмоциональное выгорание сотрудника.

7. За свой счет. Еще некоторые руководители считают, что для повышения квалификации важно посещать различные конференции и мастер-классы. В принципе, я с ними согласна. Но, если инициатива исходит от руководства и это обязательно, то как-то грустно оплачивать сотрудникам такое развитие самостоятельно. Другое дело, когда сотрудник сам решил, что ему нужно пройти обучение и логично, что сам же его оплачивает.

А как вы думаете кто должен сотруднику оплачивать обучение?

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить полезную информацию, которые сделает ваши обучения максимально эффективными.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц