Уникальный облик Санкт-Петербурга формируется не только величественными дворцами или изысканными особняками знати. Огромную часть архитектурного наследия северной столицы составляют доходные дома. Без них Петербург не был бы Петербургом, который мы все так любим.
Знаменитые Толстовский дом, дома Лидваль, Бадаева, Муяки, Бака и многие другие жемчужины Петербурга – это все доходные дома.
Н. Гоголь в своей знаменитой статье 1831 года, критикуя архитектуру современного ему Петербурга, писал:
город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более разнообразных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается: и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое
Чаяния писателя оправдались в конце 19-начале 20 вв, когда Петербург стал массово застраиваться доходными домами. Принадлежавшие частным домовладельцам, они возводились во всем разнообразии стилей. Неоготика, необарокко, неоренессанс, неорусский стиль, модерн и тд - все самые актуальные архитектурные направления можно было увидеть на улицах Петербурга. Внешний вид домов определялся исключительно вкусами и финансовыми возможностями хозяина.
В Петербурге на рубеже 19-20 вв встречались доходные дома внешне мало отличающиеся от аристократических особняков - невысокие (максимум 3 этажа), с нарядным фасадом. Огромные квартиры (по одной-две на этаж) в таких домах предназначались исключительно для богатой публики.
Но все-таки в городе преобладали многоэтажные доходные дома, в которых предусматривались как квартиры по 10-15 комнат (так называемые "барские" квартиры), так и менее престижные квартиры с небольшим количеством комнат.
Доходный дом в дореволюционном Петербурге - общество в миниатюре.
В одном доме могли жить представители всех классов - и аристократы с дворянами, и купцы, и рабочие. Каждый отдельный этаж представлял собой особый тип жилища для отдельного социального слоя.
Самые дорогие квартиры обычно располагались на третьем этаже. Их снимали богатые банкиры, промышленники и купцы. Чем выше, тем менее престижным было жилье и тем более бедными квартиросъемщики. В подвалах (вопреки запретам) часто жили бедняки.
Чем отличались "барские квартиры" от всех остальных? Прежде всего, количеством комнат (до революции, кстати, не ориентировались на квадратные метры. Значение имело количество комнат). Высота потолков в парадных комнатах таких квартир в среднем была 5 метров. В каждой комнате стояли изразцовые печи. Практически все барские квартиры имели водопровод и ванны.
И еще одно обязательное условие - в барские квартиры обязательно было два входа: с черной и парадной лестниц.
Состояние парадной лестницы было одним из мерил качественности и престижности квартиры.
Сформировался даже рекламный штамп «мраморная лестница с ковром и швейцаром».
В наиболее комфортабельных доходных домах оформлению парадных лестниц уделялось большое значение. Обильная лепнина, декоративные изразцы, витражные окна, камины были одними из их необходимых атрибутов.
Говоря про петербургские доходные дома, невозможно не упомянуть и дворы-колодцы.
Характерной чертой облика Петербурга дворы-колодцы стали именно в период активного строительства доходных домов.
Есть ли у вас "любимчики" среди доходных домов Петербурга?