Мастерский и творчески широкий джазовый пианист, Чик Кореа был знаменитым исполнителем, чьи влиятельные альбомы позволили ему исследовать гармонически авантюрный пост-боп, электрический фьюжн, латинские традиции и классику. Появившись в 1960-х годах, Кориа рано получил известность благодаря своим сольным альбомам, в том числе альбому 1968 года "Now He Sings, Now He Sobs", и работе в качестве сайдмена с Вилли Бобо, Блю Митчеллом и Стэном Гетцем. Он присоединился к первому электрическому ансамблю Майлза Дэвиса и принял участие в знаковом альбоме 1969 года Bitches Brew. В качестве лидера он развил свой опыт работы с Дэвисом, основав собственную инновационную фьюжн-группу Return to Forever и написав такие любимые джазовые стандарты, как "Spain", "500 Miles High", "La Fiesta" и "Windows". Плодовитый артист, четвертый по числу номинаций на премию "Грэмми" в истории, имеющий более 60 номинаций и 20 побед, Кориа на протяжении всей своей карьеры продолжал выпускать непрерывный поток признанных альбомов, входящих в десятку лучших джазовых чартов, включая "The Leprechaun" 1976 года, "Chick Corea Akoustic Band" 1989 года, "Trilogy" 2014 года и "Antidote" 2019 года. В сентябре 2021 года вышел альбом "Resonance", представляющий собой двойной живой дуэт с пианистом Макото Озоном.
Армандо Энтони Кореа родился в 1941 году в Челси, штат Массачусетс. Примерно в четыре года отец, трубач в стиле диксиленд, впервые познакомил Кореа с фортепиано. К восьми годам он также играл на барабанах. Погрузившись в джаз дома, он слушал множество исполнителей, включая пианистов Хораса Сильвера и Бада Пауэлла, которые оказали на него раннее влияние. Еще одно влияние оказал пианист Сальваторе Сулло, у которого Кореа изучал классическое фортепиано и композицию. В подростковом возрасте он был членом местного корпуса барабанщиков и горнистов St. Rose Scarlet Lancers и начал выступать с собственными джазовыми концертами. После окончания школы он недолго учился в Колумбийском университете и Джульярде, а затем бросил учебу, чтобы продолжить джазовую карьеру.
Самые яркие впечатления Кореа получил в начале 60-х годов, играя с лидерами латиноамериканских групп Монго Сантамария и Вилли Бобо. Он также работал в небольших джазовых группах с Блю Митчеллом, Херби Манном и Стэном Гетцем. В качестве лидера Кориа дебютировал в 1966 году с альбомом "Tones for Joan's Bones". Однако именно его трио 1968 года "Now He Sings, Now He Sobs" с Мирославом Витоусом и Роем Хейнсом ознаменовало его появление в качестве одного из самых одаренных импровизаторов своего поколения. Альбом со временем получил статус классики джаза, а в 1999 году заглавная композиция была включена в Зал славы "Грэмми".
После работы с Сарой Вон, Кориа присоединился к группе Майлза Дэвиса, придя на смену Херби Хэнкоку. Он оставался с Дэвисом с 1968 по 1970 год, во время важного для трубача переходного периода от акустического пост-бопа к электрическому фьюжн. Дэвис убедил Кореа начать играть на электропианино и включил его в такие ключевые альбомы, как Filles de Kilimanjaro, In a Silent Way и эпохальный Bitches Brew.
После работы с Дэвисом Кориа основал авангардный акустический джазовый квартет Circle, в который также входили Энтони Брэкстон, Дэйв Холланд и Барри Альтшул. Он также создал трио с Холландом и Алтшулом, выпустив в 1971 году на Blue Note альбом Song of Singing. В том же году он дебютировал на ECM с той же группой на альбоме A.R.C.. На этом лейбле он также выпустил несколько интроспективных сольных фортепианных сессий: "Piano Improvisations, Vol. 1" 1971 года и "Piano Improvisations, Vol. 2" 1972 года.
К концу 1971 года Кореа снова сменил направление своей творческой деятельности и некоторое время играл со Стэном Гетцем, после чего создал группу Return to Forever. Группа изначально создавалась как ансамбль с бразильским влиянием, в который входили басист Стэнли Кларк, саксофонист Джо Фаррелл, перкуссионист Аирто Морейра и вокалистка Флора Пурим. Они дебютировали в 1972 году с одноименным альбомом Return to Forever, который занял восьмое место в джазовом чарте Billboard. В следующем году они вернулись с альбомом Light as a Feather. Еще один джазовый альбом, попавший в десятку лучших, принес Кореа две первые номинации на премию "Грэмми", в том числе за лучшую инструментальную аранжировку песни "Spain", которая считается его самой известной песней.
В течение года Кореа превратил Return to Forever в еще более передовой фьюжн-ансамбль, к которому присоединились Кларк, гитарист Билл Коннорс и барабанщик Ленни Уайт. Эта версия группы появилась на альбоме 1973 года "Hymn of the Seventh Galaxy", и Кореа стал опираться на свою работу с Майлзом Дэвисом, вплетая в нее больше электрических инструментов. На протяжении своей жизни Return to Forever претерпела несколько изменений в составе, включая появление тогда еще 19-летнего гитариста Эла ДиМеолы на альбоме 1974 года Where Have I Known You Before. Когда RTF распалась в конце 70-х, Кореа сохранил название для нескольких больших ансамблевых выступлений с Кларком. В течение следующих нескольких лет он вернулся к акустической игре и выступал в различных контекстах, включая отдельные туры дуэтов с Гэри Бертоном и Херби Хэнкоком, квартет с Майклом Брекером, трио с Мирославом Витоусом и Роем Хейнсом, трибьюты Телониусу Монку и некоторые классические композиции.
В 1985 году Кореа сформировал еще одну эталонную фьюжн-группу, которая дебютировала на одноименном альбоме The Elektric Band и включала басиста Джона Патитуччи и барабанщика Дэйва Векла. Эта же группа записывалась как Akoustic Trio для альбома Chick Corea Akoustic Band 1989 года. Когда в начале 90-х годов Патитуччи ушел в самостоятельное плавание, состав группы изменился, но Кориа продолжал руководить стимулирующими группами, включая квартет с Патитуччи и Бобом Бергом. С 1996 по 1997 год Кореа гастролировал со звездным квинтетом с участием Кенни Гарретта и Уоллеса Рони, который исполнял современные версии композиций Бада Пауэлла и Телониуса Монка, что можно услышать на альбоме Remembering Bud Powell. Также были заметные сессии с вибрафонистом Гэри Бертоном, включая альбом 1997 года Like Minds с Пэтом Метени. Два года спустя он выпустил свой первый студийный альбом со своим ансамблем Origin под названием Change.
Кориа начал 21 век с пары сольных фортепианных записей, Solo Piano: Originals и Solo Piano: Standards в 2000 году, а затем Past, Present & Futures в 2001 году. Rendezvous in New York был выпущен в 2003 году, за ним последовал To the Stars в 2004 году. The Ultimate Adventure был выпущен в 2006 году. В том же году Кориа выпустил альбом Super Trio с барабанщиком Стивом Гэддом и басистом Кристианом Макбрайдом. Весной 2007 года Кориа выпустил дуэтный альбом с мастером игры на банджо Белой Флеком под названием The Enchantment на лейбле Concord. За ним последовал выпущенный только в Японии шестидисковый бокс-сет под названием Five Trios в 2008 году, в котором пианист представил несколько различных трио. В том же году Кориа и вибрафонист Гэри Бертон выпустили свой четвертый совместный альбом The New Crystal Silence.
Также в 2008 году Кореа воссоединился с Джоном Маклафлином впервые с тех пор, как они играли вместе с Майлзом Дэвисом в конце 60-х годов. Они собрали группу с саксофонистом Кенни Гарреттом, барабанщиком Винни Колаютой и басистом Кристианом Макбрайдом для записи альбома Five Peace Band: Live (с другим бывшим коллегой Майлза, Херби Хэнкоком, в качестве гостя на "In a Silent Way/It's About That Time"). Concord переиздал четыре альбома Return to Forever, выпущенные между 1973 и 1976 годами (с Кореа, Уайтом, Кларком и ДиМеолой) - Hymn of the Seventh Galaxy, Where Have I Known You Before, No Mystery и Romantic Warrior - в качестве предвестника воссоединительного тура. В результате был выпущен концертный альбом Returns и концертный DVD. В 2009 году Кореа объединился с японской фортепианной сенсацией Хироми для записи "Duet", после чего вышел концертный альбом трио под названием "Forever with Clarke and White", собранный во время тура "RTF Unplugged". В этом двухдисковом комплекте, выпущенном Concord в 2011 году, приняли участие Чака Хан, гитарист оригинального состава RTF Коннорс и скрипач Жан-Люк Понти.
В 2012 году Кореа был занят с самого начала. В январе он записал на Concord трио Further Explorations с Эдди Гомесом и Полом Мотианом (оба - участники различных ансамблей Эванса). Кориа: The Continents Concerto for Jazz Quintet and Chamber Orchestra был выпущен Deutsche Grammophone в феврале. В сентябре еще одна запись дуэта с Бертоном, Hot House, была выпущена лейблом Concord. Летом 2013 года Кориа дебютировал со своим новым электрическим коллективом The Vigil; в его состав вошли басист Кристиан Макбрайд, барабанщик Маркус Гилмор, Тим Гарланд на тростниковых и духовых инструментах и гитарист Чарльз Алтура. В 2014 году вышел обширный трехдисковый альбом Trilogy, записанный вживую на концертах по всему миру с басистом Кристианом Макбрайдом и барабанщиком Брайаном Блейдом.
Затем пианист воссоединился с давним другом Белой Флеком для записи в 2015 году дуэтного альбома "Two", составленного из более чем семи лет совместных концертных выступлений. В следующем году Кореа отметил свое 75-летие шестинедельным концертом в Blue Note в Нью-Йорке. Эти выступления, в которых приняли участие многие гости, включая Херби Хэнкока, Бобби Макферрина, Уинтона Марсалиса, Джона Маклафлина, Стэнли Кларка и других, были выпущены в 2017 году в рамках альбома и документального фильма The Musician. Кроме того, он присоединился к давнему коллеге-барабанщику Стиву Гэдду для записи альбома Chinese Butterfly, в котором также участвовали Лайонел Луеке, Стив Уилсон, Карлитос Дель Пуэрто и Луисито Кинтеро. Trilogy 2, вторая коллекция концертных записей Кориа с басистом Кристианом Макбрайдом и барабанщиком Брайаном Блейдом, вышла в 2018 году.
Для альбома 2019 года "Antidote" Кореа собрал обновленную версию своего октета с латиноамериканским уклоном и использовал новые песни наряду с материалом из своих классических альбомов с латиноамериканским уклоном, таких как "My Spanish Heart" 1976 года и "Touchstone" 1982 года. В состав группы, получившей название Spanish Heart Band, вошел мадридец Хорхе Пардо на саксофоне и флейте (он был одним из первых участников группы мастера фламенко Пако де Лусии). Также из последнего поколения этой группы Кореа набрал гитариста Ниньо Хоселе. Трубач Майкл Родригес и тромбонист Стив Дэвис дополнили состав роговой секции, а ритм-секция состояла из кубинского басиста Карлитоса Дель Пуэрто, перкуссиониста Луисито Кинтеро и барабанщика Маркуса Гилмора. В записи также приняли участие танцовщица фламенко Нино де лос Рейес и певец Рубен Блейдс. Альбом принес Кореа его 23-ю премию "Грэмми" и первую за лучший латиноамериканский джазовый альбом. В 2020 году вышел сольный фортепианный альбом Plays, в который вошли интерпретации джазовых стандартов, а также классические произведения Моцарта, Скрябина, Шопена и других. Кореа был активен до своей смерти 9 февраля 2021 года от рака в возрасте 79 лет. В сентябре японская компания Universal выпустила посмертный концертный дуэт "Resonance" с пианистом Макото Озоном.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!