Найти тему

Как работала моя супруга: внучий день

Работая с учениками, Неличка ни на секунду не забывала о детях и внуках. Вот интересный и поучительный ее рассказ об этом под названием «Внучий».

Большие удачи случаются не часто. И, может быть, поэтому мысли, связанные с ними, возвращаются снова и снова. Именно так случилось с моими школьными «субботами» и «внучьими».

Внучки росли. Они приходили в гости, мы угощали их лакомствами и играли в разные игры. Так делают, наверно, все бабушки и дедушки. Я работала в университете, но воспоминания о моей двадцатилетней учительской работе были еще очень свежи. Вспоминались наши школьные “субботы”: вечером в неформальной обстановке мы со старшеклассниками говорили об искусстве, читали любимые стихи, иногда слушали музыку в филармонии. И каждый раз на этих встречах собирался практически весь класс, хотя к посещению “суббот” никого не принуждали.

И мне показалось, что вполне возможно что-то подобное организовать дома. “Субботы” привлекали старшеклассников своей демократичностью, возможностью общения и самовыражения. И, кроме этого, каждый узнавал что-то новое. Роль познавательного элемента, ненавязчивого, естественно включенного в вечер, была очень важной.

Все это имело значение и для наших внучек, которым тогда было семь, восемь и десять лет. Но в таком возрасте дети еще не могут самостоятельно подготовить сообщение, да и внимательно слушать часто не умеют: внимание рассеивается. К тому же надо было иметь в виду весьма значительную разницу в возрасте наших девочек и уже сложившуюся милую домашнюю атмосферу баловства.

Значит, из “суббот” нужно было взять идею познавательного праздника, а методику корректировать с учетом возраста детей и реальной ситуации. Прежде всего, полезно было расширить круг участников, включив в него ровесниц старшей внучки, — это создало активный центр, за которым тянулись младшие. Мы решили, что не стоило расставаться и с тем, к чему внучки уже привыкли: вкусная еда и игры. И, конечно, нельзя забывать об огромной силе традиций! Так постепенно складывался сценарий познавательного праздника, получившего названье “внучьего”.

В еженедельной встрече с пятью девочками были выделены три страницы: «что-то очень вкусное», «что-то очень интересное» и «веселые игры». Такая предельно четкая структура обычно нравится детям своей определенностью. А загадка, которая таится в словах «что-то» подогревает ожидание встречи. Итак: «Вкусно, интересно, весело» — вот девиз «Внучьего». Каждая из страниц оказалась привлекательной как для очень серьезной и целеустремленной старшей внучки, так и для ее веселой и легкомысленной подружки, как для четвероклассниц, так и для маленькой первоклассницы.

Девочки ждали этот день и, наверное, поэтому были удивительно пунктуальны: они заранее собирались у нашего подъезда, чтобы точно в шесть часов вечера позвонить в дверь квартиры. И наш дом наполнялся звонкими и возбужденными детскими голосами.

Непросто подготовить один хороший праздник. Как же отважиться на такой бесконечный «марафон»? Определенную простоту обеспечивала, прежде всего, регулярность проведения внучьего дня. Даже день недели за четыре года встреч с девочками у нас не изменялся ни разу. Это выработало у детей привычку, своего рода рефлекс — вечер четверга должен быть особым. Вот она, сила традиции! Проще было и в том, что не нужно было подогревать интереса к встречам. Дети ожидали хорошо им известных и желанных радостей.

А сложнее? Каждая страница «Внучьего» была наполнена своими сложностями.

Итак, вечер четверга. Ровно в шесть часов в наш дом весело врывается стайка девочек. Их настроение можно охарактеризовать как празднично-деловое. Не теряя времени, они тут же активно включаются в подготовку первой страницы — «Что-то очень вкусное», и накрывают стол для ужина. На этом столе, как правило, не было вкусных закусок и изобилия блюд, которые обычно бывают на днях рождения. Подавался обычный будничный ужин: горячая котлета с пюре или жареная курица, винегрет, соленая капуста. И все-таки ужин не был будничным. Праздничную атмосферу создавали чистая светлая скатерть, красиво накрытый стол и, конечно же, особый настрой всех участников встречи. За ужином девочки беседовали друг с другом и с нами. Но дети, как правило, беседовать не умеют. Мы с мужем читали детские журналы, чтобы интересными фактами из жизни детей вовлекать девочек в разговор: «Кто из вас согласен с этим?», «Не согласна? А как бы поступила ты?» и т. п.

Ужин проглатывался быстро, и детям не терпелось узнать, что же сегодня ждет их на «очень вкусное». Эмоциональный накал обычно был таков, что восторг вызывало все: мороженое, арбуз (особенно поздней осенью), шоколадки, торт и другие сладости и лакомства.

Но вот все съедено, и девочки наперегонки бегут в другую комнату, чтобы удобно устроиться на диване и в кресле. Начиналась вторая страница – «Что-то очень интересное». Недели от четверга до четверга пролетали молниеносно. Мы едва успевали подготовиться к ближайшему четвергу, как уже неумолимо приближался следующий. Нужно было искать радикальные решения. Мы пошли параллельно несколькими путями: приглашали рассказать о чем-то интересном гостей; приобрели серию записей “Музыка — юношеству”, содержащих трогательные короткие рассказы о музыке; устраивали выездные «внучьи». Каждая из этих идей оказалась очень продуктивной, потому что не только частично разгрузила нас, но и внесла в проведение «Внучьих» элемент разнообразия.

Родители обычно забирали своих дочек после окончания встречи (ровно в 9 часов вечера) и всю дорогу до дома слушали щебетанье о сегодняшнем «Внучьем». Естественно, мамам и папам хотелось увидеть все это своими глазами. Мы не возражали, но с одним условием: взять на себя проведение второй страницы. И обязательно «держать планку».

Даже сегодня, спустя так много лет, невозможно без улыбки вспоминать, как серьезно готовились родители к этому «экзамену». Например, один из пап — ответственный партийный работник — решил рассказать о том, каким был наш родной город в конце XIX века. Он не только подобрал интересный материал, но и достал фотографии старого Нижнего Новгорода. И мы все разглядывали фотографии любимых мест, одновременно знакомых и трудно узнаваемых.

Другой папа (девочки были уже постарше) привел друга-скрипача. Короткий рассказ о рождении скрипки (друг) и рояля (папа) сопровождался исполнением на этом инструменте небольшой пьески, а напоследок скрипка звучала в сопровождении рояля. Эти «внучьи» были великолепны, но — увы! — отважившегося на «Что-то интересное» родителя хватало лишь на один раз.

Поскольку «Внучьи» часто становились предметом разговора с нашими знакомыми, то, вполне естественно, у многих из них появлялось желание рассказать «Что-то интересное» девочкам, которые так хорошо слушают. Помню, доцент нашего университета, геолог, принесла с собой целую коллекцию каких-то удивительных камней — иллюстрацию к ее рассказу. А через пару недель (но тоже в четверг!) этот «Внучий» получил продолжение в геологическом музее института. Другой гость, только что вернувшийся из дальней экспедиции, свой рассказ об удивительном мире сопровождал показом слайдов, а закончил его неожиданным подарком — свежим кокосовым орехом, который он тут же вскрыл и предложил всем попробовать кокосовое молочко. В то время это было почти невероятной экзотикой.

На первый взгляд может показаться, что выездные «внучьи» — выходы в театры, цирк, музеи — проводить проще, поскольку требуется только организовать выход. В жизни оказалось все не так. Во-первых, этот «внучий» обязательно должен был проводиться также в четверг (иначе «не считается»). Во-вторых, дети привыкли к общению, у них была потребность еще что-нибудь узнать о пьесе (представлении, картинах) от нас. Это желание по возможности учитывалось. Помню, перед спектаклем ТЮЗа “Ворон” небольшая беседа за чашкой чая помогла девочкам понять особенности театра Гоцци; во время посещения художественного музея девочкам было предложено выделить одну особенно понравившуюся картину, и после общей экскурсии каждая из них узнала подробнее о «своей» картине и ее авторе и так далее.

После «интересного» неизменно следовала третья страница – «Веселые игры». В какие только игры мы не играли: в жмурки, прятки, наперегонки с ведущим занимали пустой стул в любимой игре «Овощи», устраивали подвижные аттракционы. Затем на смену им приходили игры более спокойные. Детям очень нравилось, что взрослые во всех играх участвовали с ними на равных.

К концу учебного года дети обычно уставали, причем и от новой информации тоже. Поэтому на одном или двух последних «прощальных» «внучьих» мы иногда нарушали регламент. Мы поступали по-разному, но идея была одна: вовлечь детей в творчество. Иногда мы заранее доставали разные сказочные костюмы и наряжали в них детей. Причем дети встречались уже в образах разных героев. Затем им предлагалось сочинить и разыграть маленькую одноактную сценку, в которой и действуют эти самые персонажи. Сценка снималась на кинокамеру и позже (в те времена надо было проявить и еще и высушить пленку, на что уходило время) им и демонстрировалась.

Не меньшим успехом пользовалось и составление анкет-предсказаний на предстоящее лето. Сначала все вместе придумывали вопросы для анкет. Затем анкеты заполнялись («да» — «нет»), сдавались мне, в присутствии девочек запечатывались в конверт и прятались в ящик до осени. На первом «внучьем» в сентябре выставлялись очки за правильные предсказания и «самая мудрая» девочка, набравшая самое большое количество правильных ответов, награждалась аплодисментами.

Сценарий «внучьего» был действительно удачен. Каждая его страница по-своему хороша, и у нее нет аналога в привычной детской жизни. Но дело не только в этом. По существу, влияние «внучьего» на ребенка выходит за рамки привлекательности девиза «Вкусно, интересно, весело». Сила влияния связана с тем, что три страницы «внучьего» позволяют включить все важные составляющие психической жизни человека: чувства, мысли, действия.

Прошло около двадцати лет. Девочки выросли, сами стали мамами. Что же дали им наши встречи, которые продолжались почти четыре года? Моя старшая внучка ответила на этот вопрос так: «Это было, конечно, давно. Что осталось, кроме бесконечных фотографий и кинопленок? Тривиальный ностальгический вопрос. А ответ может показаться неправдоподобным, но только это чистая правда. На самом деле ничто никуда не делось. Осталось практически все. И не в памяти, а в жизни».

Вот так проходили наши внучьи. Я в них участвовал, как только мог, и участвовал с большим удовольствием, подыскивая темы для серьезного. Привозил для этого что-то интересное и поучительное из Москвы.

На этом пока все о том, как работала Нелли Матвеевна. Если в комментариях будут просьбы что-то еще рассказать о Неличке или привести рассказы из ее книги, то я эти просьбы выполню с большим удовольствием!

КОНЕЦ

Предыдущие серии:

Как работала моя супруга: история про утенка

Как работала моя супруга: любовь к отцу

Как работала моя супруга: первые дни в педагогике

Как работала моя супруга: открытие школы №40 и разработка школьной программы по физике

Как работала моя супруга: преподавание в вузе

Как работала моя супруга: перед защитой докторской кандидатской

Как работала моя супруга: защита докторской кандидатской

Как работала моя супруга: долгожданные субботы