Вице-адмирал ВМС США Джим Стокдейл был самым высокопоставленным офицером, попавшим в плен во Вьетнаме. Его регулярно пытали, и в какой-то момент он даже пытался покончить с собой из-за страха, что может не выдержать и выдать своим мучителям секретную информацию.
Спустя несколько десятилетий в одном из интервью у него спросили, насколько ужасной была его жизнь в тюрьме. Стокдейл ответил: «Знаете, будучи там я никогда не впадал в депрессию. Не смотря на все обстоятельства, я не сомневался, что однажды я выберусь оттуда».
Пример настоящего чистого оптимизма. Или нет?
Затем вице-адмирала спросили, кому в этой тюрьме было тяжелее всего. Вот его ответ:
О, тут все просто. Я могу вам сказать, кто не смог там выжить. Это были оптимисты. Они всегда говорили, что собираются выбраться оттуда к Рождеству. Но оно наступало, а они оставались в этой тюрьме. А потом проходило еще одно Рождество... И они просто впадали в депрессию и сдавались.
То, чему я там научился, заключается в следующем — вы никогда не должны путать необходимость абсолютной и непоколебимой веры в то, что можете победить, с жестокой реальностью и фактами, какими бы они не были.
Это очень тяжелые выводы, но они верны для многих вещей. Морган Хаузел в своей книге дает следующий совет: «Лучший финансовый план — это экономить, как пессимист, и инвестировать, как оптимист».
Экономить как пессимист означает, что вы понимаете, насколько часто вам придется сталкиваться с плохими новостями. Чтобы справиться с очередным испытанием, хорошая подушка безопасности вам точно не помешает. Будьте немного параноиком, зная, что планы, которых вы придерживаетесь сегодня, завтра неожиданно могут рухнуть.
Краткосрочная перспектива — это непрерывная череда неудач и разочарований, проблем и трудностей, спадов, кризисов, экономических депрессий, медвежьих рынков и ошибок. Но в долгосрочной перспективе ничто из этого не мешает достичь хорошего результата благодаря силе сложного процента и магии времени.
Главный секрет в том, что следует пережить краткосрочные падения и остаться на рынке как можно дольше, чтобы суметь по полной насладиться его долгосрочным ростом.
Это может показаться вам противоречивыми навыками, ведь интуитивно понятно, что можно быть либо оптимистом, либо пессимистом. Трудно осознать, что существует время и место для того и другого, и что они могут — и должны — сосуществовать. Но так работает практически каждое долгосрочное начинание и в бизнесе, и в инвестировании.
Например, компания, которая рискует и выпускает на рынок инновационный продукт, похожа на оптимиста. В то же самое время она боится высокой кредитной нагрузки и максимально снижает собственные издержки, действуя как пессимист.
Морган Хаузел однажды сказал: «Больше, чем я хочу высоких доходов, я желаю стать финансово неуязвимым. Если никакое рыночное потрясение не сможет нанести мне серьезного ущерба, то я смогу продержаться достаточно долго, и сложный процент позволит мне получить наибольшую прибыль».
Важный урок истории заключается в том, что в долгосрочной перспективе все обычно складывается хорошо, а в краткосрочной — довольно плохо. Требуется приложить усилия, чтобы совместить два этих аспекта и научиться управлять ими с помощью противоречивых навыков.
Те, кто не могут этого сделать, обычно становятся либо непримиримыми пессимистами, либо разорившимися оптимистами.
Материал ранее публиковался в моем Пульсе;
Мой телеграмм-канал: "Финансовый Механизм".
Всем спасибо за внимание!