Найти тему
Музей истории религии

Весь мир - театр!

Весь мир – театр, а люди в нем – актёры.
Вся жизнь – театр, а люди все – актёры.

Всех со Всемирным днем театра!

Эти две фразы наиболее известны и приписываются Уильяму Шекспиру (1564 – 1616), который применил один из вариантов в своей пьесе «Как вам это понравится».

Театр зародился в Древней Греции, где на протяжении столетий люди устраивали празднества в честь бога Диониса. Дионисии сопровождались костюмированными шествиями, громкой музыкой, песнями и конкурсами поэтов. Спустя время в этих театрализованных действиях начали принимать участие профессиональные актеры, разыгрывающие сцены из жизни и других древнегреческих божеств, появились движущиеся декорации, костюмы и маски. Прямо как на современной сцене!

-2

О театрализованных действиях Древнего Египта, к сожалению, известно значительно меньше. Несомненно одно: зарождение театра так же, как и в Древней Греции, теснейшим образом было связано с религией. Мистерии – представления, где главными действующими лицами были жрецы в роли божеств, озвучивались большими оркестрами.

В эпоху Средневековья театр был связан с народной культурой. Фольклорные сюжеты, странствующие актеры, веселые ярмарки – до сих пор до нас долетают их отголоски, например, в образе всеми любимого Петрушки и его забавных шалостей. А религиозные сюжеты нашли свое отражение в особом музыкально-театрализованном
спектакле – литургической драме, повествующей о сценах из жизни Иисуса Христа. Для детей – и не только – библейские сюжеты разыгрывали при помощи кукол. Например, традиционные кукольные вертепы, посвященные Рождеству Христову, популярны до сих пор.

В странах Востока до сих пор продолжают существовать самые ранние формы народных национальных театров, которые занимают достойное место в мировой культуре. Например, в Японии бережно сохраняются многочисленные формы традиционных театров – драматического, кукольного, музыкального. А в Индии при помощи кукол-марионеток разыгрываются сюжеты, в которых описываются хитросплетения судеб божеств индуистского пантеона.

В коллекции Музея есть несколько экспонатов, связанных с театральной тематикой. Сегодня мы решили рассказать о нескольких из них.

Первый - это гравюра на меди "Дэвид Гаррик в роли Ричарда III". Дэвид Гаррик (1717 - 1779) – знаменитый английский актер, друг художника Уильяма Хогарта. На гравюре изображена сцена из трагедии Шекспира "Ричард III": накануне битвы на Босуортском поле король Ричард внезапно просыпается ото сна, в котором к нему явились духи убитых по его приказу невинных жертв. Гравюра была выполнена Эрнстом Людвигом Рипенхаузеном по живописному полотну, написанному Уильямом Хогартом в 1745 г.

-3

Второй - тоже гравюра на меди, выполненная Э.Л. Рипенхаузеном по оригиналу Ульяма Хогарта "Странствующие актрисы, одевающиеся в сарае". В 1737 г. британский парламент принял закон о лицензировании театральной деятельности, согласно которому, все актерские труппы обязаны были получать официальное разрешение на работу. В результате большинство театров закрылось, что вызвало волну возмущения. Знаменитый английский художник Уильям Хогарт на живописном полотне, с которого была сделана впоследствии им самим гравюра, изображает небольшую труппу, готовящуюся к своему представлению перед закрытием.

-4

Третий - автолитография выдающегося петербургского графика, заслуженного художника, корреспондента Академии художеств, экспериментатора в области литографии Виктора Семеновича Вильнера (1925 - 2017). Гравюра называется "Комедианты" (из серии «По мотивам произведений Уильяма Шекспира»). Была создана в Ленинграде в 1986 г. Без работ Вильнера невозможно себе представить графическую культуру
Ленинграда-Петербурга – города, в котором он родился и жил, которому посвятил основной корпус своих произведений. В разные годы мастер обращался к творчеству Шекспира. Лист «Комедианты» отражает его размышления на темы, предложенные выдающимся английским драматургом. Как и фантазии на гоголевские темы, литографии не иллюстрируют пьесы Шекспира. Вильнер отталкивается от них, чтобы создать самостоятельный мир причудливых образов, в котором шекспировские персонажи играют по его - «вильнеровским» - правилам.

-5