Найти тему
52,6K подписчиков

«Николай и Александра»: как ругали этот фильм в «Советском экране»

«Нетрудно заметить вполне определенную политическую «нагрузку», которую несут «страшные» сцены во многих фильмах.

«Нетрудно заметить вполне определенную политическую «нагрузку», которую несут «страшные» сцены во многих фильмах. Забрызганный кровавыми пятнами экран — последнее, что видит зритель на просмотре фильма «Николай и Александра» (режиссер Франклин Шеффнер) рассказа о последних русских венценосцах.

На его съемки потрачено несколько миллионов долларов. В фильме занято целое созвездие великолепных английских актеров. Обе главные роли играют очень талантливые представители шекспировской труппы — Майкл Джейстон и Джанет Сузман. А кроме них, Лоуренс Оливье (Витте), Майкл Редгрейв (Сазонов). Эрик Портер (Столыпин).

И какая шумная реклама предшествовала премьере! Сама же премьера была королевской в полном смысле слова: присутствовала английская королева — дальняя родственница последней русской царицы.

Лучше всего смотреть этот фильм, совершенно не зная русской истории. Может быть, тогда повествование о двух любящих супругах и их больном наследнике было бы способно вызвать сочувствие. Можно было бы поверить в гнев царя, когда он узнает о «кровавом воскресенье» и допытывается у своего премьер-министра, кто отдал приказ стрелять. Оказывается, никто. Просто один солдат испугался надвигающейся толпы и выстрелил, а вслед за ним стали стрелять и другие.

История в «Николае и Александре» искажается не по невежеству, а с определенной целью, и точку ставит последняя, нарочито подробная сцена расстрела царской семьи: вот, мол, смотрите, каких милых, невинно страдающих людей погубила бесчеловечная революция.

Этой сцене отнюдь не противопоставлен хотя бы драматизм «кровавого воскресенья» и многих других трагедий николаевской России, за которые этого мягкого и милого — по фильму — человека народ и нарек «кровавым» (Василец В. Насилие, секс, обман… // Советский экран. 1972. № 16. С. 18).