Найти тему

Румата Эсторский – профессионал или дилетант?

11K прочитали
А такой Румата мне нравится...
А такой Румата мне нравится...

А давайте поговорим про Румату нашего Эсторского? Поговорим о том, насколько он хорош в своей профессии, насколько хороша его подготовка, и о том, что он, вообще, забыл в этом Арканаре…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Алексей Гнитько, Arti и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Для начала, небольшой «дисклеймер». Я предполагаю (не буду гарантировать, что это на сто процентов так, но что-то такое есть), что повесть «Трудно быть богом», в первую очередь, о том, как сильно может пасть даже стопроцентный коммунар, если его «довести». Просто потому, что вся повесть, как раз и написана о том, что Антона старательно «доводили» до того, что он «включил режим Терминатора» и пошёл разбираться. Но, так как меня интересуют всё же, несколько другие вещи, давайте поговорим именно про них.

Для начала. Кто такой Антон – Румата? Специалист так называемого «Института Экспериментальной Истории», не так ли? И, вот с этим Институтом, на самом деле, не всё понятно. Например, когда я читал в первый раз, мне казалось, что тот Арканар, в котором они работают – это прошлое той планеты. Почему? Начать с того, что в прологе, когда Анка, Антон и Пашка удрали из интерната, Антон уже бегал с самострелом эпохи «Маршала Тоца, короля Пица Первого», да и в их игре упоминались термины и названия локаций из истории Арканара.

«— Меня послал дон Сатарина Беспощадный, — соврал Пашка.
Антон презрительно сказал:
— Вот эта рука оборвала нить зловонной жизни дона Сатарины два года назад в Урочище Тяжелых Мечей.
— Давай я всажу в него стрелу? — предложила Анка.
— Я совершенно забыл, — поспешно сказал Пашка. — В действительности меня послал Арата Красивый. Он обещал мне сто золотых за ваши головы.
Антон хлопнул себя по коленям.
— Вот брехун! — вскричал он. — Да разве станет Арата связываться с таким негодяем, как ты!»

Я не буду сейчас придираться к «Сатарине», к дону Рэбе, и так далее. На самом деле, мне сие уже успело надоесть. Тем более, что причины нелюбви братьев к СССР, уже были разобраны, и, честно говоря, это уже не интересно.

Так вот, напомню, что Антон потом будет общаться и с Сатариной и с Аратой. Сколько ему лет в прологе? Вряд ли больше 13-ти. А в самой повести – это уже серьёзный взрослый человек, в возрасте около тридцати лет. Так что, именно по этой причине, я и считал, что всё, что было непосредственно в повести – прошлое той планеты. Опять же, если учесть ещё и то, что Румата старался никого не убивать – о чём ему потом и заявил Рэба (мол, именно по этому признаку он понял, что с Руматой не всё так просто) – тоже, как бы, свидетельствует о том, что это может быть прошлым. Но, других намёков или данных о том, чем это может быть, я больше не встречал…

Пьёт. На заднем плане - "веселье"...
Пьёт. На заднем плане - "веселье"...

Так вот, давайте поговорим о том, насколько хорошо был подготовлен и снаряжён этот самый Антон-Румата. Конечно, нельзя не учесть то, что он прошёл «фукамизацию», что сделало его таким же «локальным суперменом», как и небезызвесный Максим Каммерер. То есть, для Руматы все местные заболевания и прочее – были не опасны. А вот, что касается опьянения – мне и самому тут интересно. Дело в том, что Каммерер не пил в таких количествах, а вот у Руматы, помнится, был случай, когда он пришёл в себя неизвестно где и первым делом на клинки начал смотреть – они были зазубрены, но чисты. То есть, он с кем-то рубился, но никого не «завалил». И тут у меня возникает вопрос – а что же не сделать герою, в придачу к суперздоровью, ещё и нечувствительность к алкоголю? Неужели братьям самим не противно было писать такие моменты? Кстати, на этом даже эпизод завязан, когда Румата, пьяный, как я не знаю кто, ворвался в комнату к Кире. Себя он в тот момент не контролировал вообще, лишь на какие-то секунды он пришёл в себя и тут же ушёл от девушки. И это, знаете ли, тоже… вопрос… С него-то и начнём, пожалуй…

Вот грамотный специалист с бароном по кабакам точно не пошёл бы - именно потому, что можно было таких дел натворить...
Вот грамотный специалист с бароном по кабакам точно не пошёл бы - именно потому, что можно было таких дел натворить...

Итак, Антон-Румата, у нас, значит, специалист высокого класса. Он тут ведёт некую работу, помимо всего прочего, «вытаскивая» из Арканара разного рода учёных и прочих людей. По крайней мере, Цурена он вытащил теперь вот за Будахом явился. Но это пока не главное. Главное – что человек, который занимается такой работой, обязан постоянно быть в состоянии жесточайшего самоконтроля. Он не имеет никакого права терять контроль над собой. Просто потому, что он – человек из другого мира. Кто-то может предполагать, что именно он может устроить «по пьяной лавочке»? Повторюсь – взять тот же эпизод, где он приходит в себя, ничего не помня о прошлой ночи. Только какие-то отрывки – как они пытались продать в рабство «безденежного дона», или что-то ещё. И главное – он с кем-то рубился, но клинки были чистыми. Кстати, не факт, что он никого не порешил – может, просто протёр клинки перед тем, как убрать в ножны. Вообще-то, это в порядке вещей было – протереть лезвие перед тем, как убирать его. А то потом, знаете ли, чистить замучаешься… А если добавить к этому то, что, по книге (не в реале, если что), Румата был отличным фехтовальщиком… Он мог в таком «бессознательном состоянии» хоть половину Арканара порубить в капусту – и не вспомнить про это… Так что – утверждение о том, что он был хорошим специалистом… скажем так, начинает трещать по швам…

Но, понятное дело, что тут не всё так просто. Например, пока Румата едет в Арканар, он вспоминает о тех случаях, которые тут происходили до него. О том, как люди пытались вмешиваться в ход событий. Как поднимали восстания и делали тому подобные вещи. Вот тут, если честно, начинается тот самый авторский произвол, так как люди ведут себя именно так, как и говорил Саул в «Попытке к бегству». Помните, он говорил о том, что «вы им будете делать добро, а они будут швыряться в вас… известно чем» (цитату не привожу по причине того, что могут просто… «язык вражды»).

Вот примерно это самое и показывают братья теми эпизодами в «Трудно быть богом» – что те, кто «сорвался», старались ради людей, чтобы сделать им лучше, но получался совершенно противоположный результат. На самом деле, сложно говорить, так это, или нет. С одной стороны, конечно, это мир, который придумали братья, им, наверное, было виднее, но… Лично мне это кажется таким обвинением всех, что «вы не готовы к тому, чтобы жить хорошо!»…

Дона Окана... Понимаю, зачем этот эпизод писали братья, но... зря они это сделали...
Дона Окана... Понимаю, зачем этот эпизод писали братья, но... зря они это сделали...

Если же говорить о том, что было в гостях у Оканы… Вот тут, как мне кажется, братья допустили просто самый большой «косяк», какой только можно было. Почему я так думаю? Начать с того, что Румата тут уже довольно долго, не так ли? Несколько лет, как минимум. Он всё это время не сидит у себя дома – он представлен ко двору, порой даже участвует в процессе одевания короля – сей процесс даже был описан. Там то ли туфлю надевать ему было положено, то ли что-то ещё. И я не думаю, что король каждый вечер принимал душ, или занимался иными гигиеническими процедурами. Так что, вполне себе можно предположить, что «аромат» от него был, сильнее, чем от… бездомного в нашем мире. Далее, Румата присутствовал на обедах во дворце, ходил по этому дворцу и так далее. И опять же, я не думаю, что там регулярно убирались и всё такое. То есть, снова «ароматы» там были. Опять же, в гостях Румата тоже бывал регулярно – об этом даже написано было. «Поцелуй в щёку и прыжок из окна» – так что, снова, всё то, что он увидел и «унюхал» в будуаре Оканы – Румате было не в новинку. Так что, его реакция на всё это… была как минимум, странной. К тому же, не стоит забывать о том, что «Родина прикажет – надо делать».

На самом деле, эпизод с Оканой… отвратителен. Отвратителен потому, что Румата даже не пытается скрыть своего отвращения. Я не буду комментировать этого эпизода, так как он на самом деле отвратителен. Как говорится, если человек не в силах побороть своей брезгливости – а об этом прямо говорилось в более ранних эпизодах, то… может, он не ту специальность для себя выбрал?

И вот теперь отношения с Кирой… Вот тут, как мне кажется, Румата допускает просто смертельную ошибку. Непростительную для специалиста его уровня. Почему? Ответ прост. Чем больше у человека, который работает вот так, по сути, под прикрытием, привязанностей, тем проще на этого человека оказать то или иное воздействие. Румата общается с Кирой? Я не буду говорить о том, «было» у них, или «не было». Это сейчас вообще никакого отношения не имеет к сюжету. Я скажу только то, что именно после смерти Киры – скорее всего, именно случайной, Румата «включил Терминатора».

Так вот, если отвлечься от идеи, что «повесть написана только, чтобы показать, что любого человека, каким бы хорошим и положительным он ни был, можно довести до такого состояния, когда он озвереет и пойдёт всё крушить налево-направо» – то мы видим, что Румата… вовсе не профессионал. Он допускает массу ошибок. Он делает то, что ни один специалист нашего времени делать просто не стал бы. Он, прошу прощения, ведёт себя именно, как дилетант. И именно по этой причине гибнет Кира. Именно по этой причине происходит та самая «арканарская резня».

А теперь одна ремарка… Признавать это мне самому очень и очень неприятно, но, кажется, я понял, что Герман именно это и хотел показать своим фильмом – что человека, каким бы коммунаром он ни был, можно довести именно до такого скотского состояния. Понятное дело, что те методы, которые Герман использовал при этом, были сами по себе отвратительными, но – именно это он и показал.

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!