Найти тему
Дорогами Данте

Обзор книги Венеция- Санкт-Петербург Владимира Балабнева, 60 прекрасных фото

В Доме Книги я увидела эту книгу среди путеводителей и мне показалось хорошей идеей подарить ее маме Риккардо на День Рождения, который как раз сегодня, 27 марта. А после того как мы побывали в Венеции с Риккардо на карнавале и рассказали его маме об этой поездке она выразила желание как-нибудь побывать тоже в этом легендарном городе. И пазл сложился- мы решили подарить ей еще и поездку в Венецию на День Рождения. Так что пишу эту статью в поезде.

-2

Книга написана на двух языках- русском и итальянском, но главным образом состоит из фотографий двух городов помещенных парами. Приведу вам несколько цитат и фото из нее.

Основная идея автора в том, что хотя Петербург и отличается во многом от Венеции, но есть невидимые нити и черты, которые всё же дают основание называть его Северной Венецией

Пока я делала фото пришла Кассия и отлично вписалась в цветовую гамму
Пока я делала фото пришла Кассия и отлично вписалась в цветовую гамму

Цитата из книги

Петербург - Северная Венеция. Мы с детства привыкли к этому выражению, воспринимая его как некую аксиому. Казалось бы, этот самый расхожий петербургский псевдоним уже давно поставил рядом два замечательных города, а между тем, попадая в Венецию, видишь, сколь они разные.

Венеция прихотлива с ее запутанной сетью каналов, улочек закоулков и тупиков, в которые не опытный путешественник попадается, как в западню.... Петербург же, наоборот, город правильный расчерченный жесткими линиями проспектов с их головокружительными перспективами, уходящими то ли в пространство, то ли в белую ночь, с длинными рядами колони, выстроившихся как на параде. К тому же он, город молодой, почти юноша, справляющий свое 300-летие, был основан по монаршей воле, по заранее разработанному плану - правда, претерпевшему затем множество изменений. Здесь поневоле короткая историческая память и недостаток глубины веков возмещается обилием архитектурных ассоциаций: Биржа напоминает нам древнегреческий храм, колоннада Казанского собора заставляет вспомнить барочную колоннаду собора Святого Петра в Риме.

Канал Гранде и Большая Нева
Канал Гранде и Большая Нева
В конце концов Венеция как бы остановилась в своем развитии посмотрите на пейзажи Франческо Гварди или Джованни Антонио Каналь (более известного как Каналетто): вы можете легко узнать места, изображен- ные художниками. Кажется, время над этим городом не властно! А вот на гравюрах Алексея Зубова. Матвея Махаева или даже панорамах Анжелло Тозелли, относящихся к 20-м годам ХІХ века, вы с трудом угадаете два-три самых известных здания, например Петропавловский собор или Двенадцать коллегий всё было сильно перестроено, всё преобразилось за какие-нибудь 150-200 лет! Венеция никуда не растет, да и не может расти, Петербург же стремительно расширяется его новые районы уже почти - ничем не напоминают тот город, который наши деды и прадеды знали под этим именем. К тому же родился город на Неве как столица огромной империи, ее фасад, а Венеция была лишь центром небольшой, хотя и блистательной республики, а позже - итальянской провинции Венето. Нет, это столь привычное сравнение неправомерно, случайно

Лев Святого Марка и Цербер- страж подземного царства
Лев Святого Марка и Цербер- страж подземного царства
Оба города- вещи в себе, и раскрываются они не сразу. В них непременно нужно пробыть много дней, а еще лучше прожить более менее долгое время, перестав ощущать себя туристом. Важно "почувствовать город ногами" много раз забрести в одни и те же переулки, постоять у воды, привычно отыскать любимые мостики. Знать, где всегда неожиданно, хотя в то же время узнаваемо предстанет перед тобой Санта Мария ден Мираколи или в арке ворот перед Фонтанкой вдруг откроется "в полный рост" Михайловский замок.
Надо и там, и тут увидеть закаты, побродить под моросящим дождем, когда на набережных вы почти одинокий путник, или не испугаться пронизывающих порывов ветра с моря... Только тогда, не сразу, а исподволь, сначала просто через ощущение начинаешь ловить себя на мысли: нет, а всё же что-то роднит их. Что?
Может быть, вода, проникающая в самую сердцевину города? Острова и мосты, их соединяющие? Сто семнадцать островов, разделенных ста пятьюдесятью каналами и рио, составляют Венецианский архипелаг. Сорок два острова. сорок каналов и рек дельту Невы. Тут Петербург явно уступает, но берет реванш в количестве мостов: теперь их - свыше пятисот восьмидесяти, из которых семь через Неву. В Венеции же их "всего" четыреста и только три через канал Гранде. Нет, все-таки главное, что их сближает, так это вода, породившая оба города, обеспечившая им жизнь несмотря на все невзгоды, и удвоившая их в своих отражениях:
Шлюпки, моторные лодки, баркасы, барки,
Как непарная обувь с ноги Творца. Ревностно топчут шпили, пилястры, арки,
Выраженье лица.
Иосиф Бродский

Дворец Барбариго и фонари Демидова моста
Дворец Барбариго и фонари Демидова моста
Могущественная держава, Венеция причудливо-органичным образом впитала в себя Запад и Восток, сияние византийского золота и ажурные мавританские аркады, готику севера Европы и итальянский ренессанс стили нового - но не Новейшего времени. Город-одиночка, ни на какой другой не похожий, который еще и не Италия, в сущности, а относится к Италии как Петербург к России то есть, кажется, никак не относится" - отметит Александр Блок. Здесь всё оказывалось своеобразным настолько, что в республике действовал собственный календарь, в котором началу года соответствовало 1 марта, дни же вели отсчет с захода солнца (тут память подскажет нам, что Петр, стремившийся ввести Россию в Европу, повелел повсеместно отмечать Новый год 1 января).
Осознав это сходство, уже перестаешь удивляться византийским мозаикам Сан Марко, палладианским реминис- ценциям в зданиях петербургской Академии наук и Эрмитажного театра Кваренги, верблюдам в рельефах венециан- ских домов или обилию восточных людей на полотнах Витторе Карпаччо в скуоле ди Сан Джорджо дельи Скьявони
Однако открытость оборачивается природной незащищенностью: площади и набережные обоих городов каждую осень по нескольку раз оказываются под водой, а во время особо больших наводнений, когда уровень подъема воды достигает трех метров, кажется, что разбушевавшаяся стихия и вовсе снесет их с лица земли.
И всплыл Петрополь как тритон
По пояс в воду погружен
.Александр Пушкин

Самым интересным для меня оказался факт, что возможно сам Петр Первый лично побывал в Венеции, вдохновившись ее образом при основании Петербурга.

Колонны Св.Марка и Теодора и Ростральные колонны в Петербурге
Колонны Св.Марка и Теодора и Ростральные колонны в Петербурге

Стихия, пространственные контрасты, водные площади, вторгающиеся в саму городскую ткань... Сходство объясняемое просто-напросто островным расположением этих городов? А не было ли примого воздействий, сознаниельной попытки повторения той Венеции здесь, на невских берегах?
До недавнего времени считалось, что Петр во время своего первого заграничного путешествия, находясь в 1698 году в Вене, предполагал посетить Венецию и пробыть там около двух недель, но после известия о стрелецком бунте в Москве, изменил свои планы и спешно выехал в Россию. Теперь же, судя по документам, найденным Сергеем Андросовым в венецианских архивах, государь 28 июля выехал-таки в Венецию, но тайно. Так, глава городка Местре. последнего на материке перед Венецией, докладывал дожу, что накануне "группа из восьми московитов" договарива лась с подочниками о переправе В донесении же агента венецианской тайной полиции говорится, что "царь приехал в пятницу вечером и прошел в дом господина Дзордзи, грека, в приходе Сан Джованни Нуово, вышел из дома с одним Товарищем, оба одетые по-славянски". Можно предположить, что Петр действительно приехал в Венецию в ночь с 28-го на 29 июля 1698 года и отбыл из нее утром 30-го, проведя в Венеции всего одни сутки и догнав "Великое посоль ство" в Кракове. Если это так, то по образцу Венеции он в 1712 году закладывает город на острове Котлин посреди "Финского синуса", который уподобляется Лагуне. И четыре года спустя именно отсюда с грузом казенных товаров взял курс на Венецию первый линейный корабль "Армонт"

Идеи высказанные в книге мне кажутся не лишенными основания. Фото просто уникальные.

Санта Мария делла Салюте и фрегат Штандарт напротив Исаакиевского собора
Санта Мария делла Салюте и фрегат Штандарт напротив Исаакиевского собора

Для ваших друзей и близких она может стать прекрасным подарком .

А я в ближайшее время поделюсь впечатлениями от сегодняшней однодневной поездки в Венецию.

Спасибо за прочтение!🌹🙏