Найти тему
52,5K подписчиков

«Секрет Н.П.» и «Рабочий класс идет в рай» (Италия)

«О двух фильмах, которые вызвали в Италии особенно бурную полемику. Один из них —«Секрет Н.П.» — снят молодым режиссером Сильвано Агости.

«О двух фильмах, которые вызвали в Италии особенно бурную полемику. Один из них —«Секрет Н.П.» — снят молодым режиссером Сильвано Агости. Другой — «Рабочий класс идет в рай» — поставлен режиссером Элио Петри, являющимся также автором нашумевшего фильма «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений».

Показательно, что последние фильмы и Э. Петри и С. Агости посвящены проблемам рабочего движения, его перспективам. Впрочем, они отличаются друг от друга как по художественной манере, так и по своим выводам. Но интересно отметить, что именно эти проблемы оказались а фокусе внимания итальянских зрителей.

Когда президент крупнейшего промышленного объединения, названный в фильме С. Агости инициалами «Н.П.», сообщил в телевизионной передаче о близкой реализации плана автоматизации всех рабочих процессов, его участь уже была предрешена. Похищенный агентами «технократов», захвативших власть при его соучастии, но стремящихся теперь избавиться от него, он подвергается истязаниям, в результате которых теряет способность не только говорить, но и мыслить. Выброшенный на пустыре, он влачит жалкое существование, разыскивая на свалках пропитание вместе с такими же бездомными, как и он, собаками и кошками. Но однажды Н.П. забредает на рабочую окраину. Ее обитатели, пожалев бродягу, дают ему приют.

Тем временем «великая техническая революция» достигает в неназванной авторами фильма капиталистической стране своего апогея. Производство полностью автоматизировано, и вчерашние труженики освобождены от какой бы то ни было работы. Но хотя они и расселены в специально построенных для них «образцовых» кварталах и получают от властей «пособие», их «новая» жизнь далеко не идиллия. Рассматривавшиеся еще в недавнем прошлом лишь в качестве придатков к машинам, а теперь оторванные от них, предоставленные самим себе, люди попросту не знают, как убить неожиданно высвободившееся и тяжко тянущееся время. Среди них лишь один Н.П., доведенный до полуидиотского состояния, забывший все вплоть до своего имени, кажется счастливым существом, радующимся солнцу, теплу, проявляемой к нему человеческой жалости.

Авторы фильма настроены весьма пессимистично, и я не был удивлен, когда во время общественного обсуждения его, и а котором присутствовало много молодежи, Сильвано Агости подвергся довольно ожесточенной критике. Между прочим, кто-то из сидящих в зале крикнул ему: «Посмотрите фильм Элио Петри!».

С фильмом Э. Петри тоже далеко не во всем можно согласиться, он довольно односторонне затрагивает проблемы рабочего движения. Но его выводы гораздо более зрелы, чем выводы фильма С. Агости. Об этом фильме уже писалось в советской печати. Поэтому напомню только, что в центре его выведена фигура рабочего Лулу Масса (его играет Джан Мариа Волонте), человека аполитичного, стоящего в стороне от рабочего движения. Происшедший с ним на заводе несчастный случай бросает Лулу в объятия леваков, которые используют его, чтобы спровоцировать беспорядки.

Фильм касается животрепещущих вопросов итальянской действительности, показывает противоречия в современном рабочем движении капиталистических стран и не скрывает его трудностей, в частности как угрозы реформизма социал-демократического толка, так и объективно провокационной роли левацких группировок. Газета «Унита» писала, что этот фильм «не назидателен, но реалистичен: борьба предстоит долгая и жестокая... Рая не существует... И если даже выигран один бой, то война продолжается».

Возвращаясь к темам, диктуемым самой жизнью, итальянское кино вновь встает, как это было в первые послевоенные годы, на благодатную почву. Хочется надеяться, что пришедшая за последние годы в итальянское кино новая плеяда молодых, чутких к происходящим в стране социальным процессам режиссеров и актеров сумеет преодолеть стоящие на их пути препятствия и создать новые и интересные произведения» (Прожогин Н. По ту сторону рая // Советский экран. 1972. № 15. С. 17,20)