Микеланджело тайно учил её, ван Дейк приезжал к ней за советом, а Рубенс перерисовывал портреты, созданные её рукой. Она — первая художница эпохи Ренессанса, добившаяся успеха в живописи и сделавшая её делом всей жизни. Софонисба Ангиссола оказалась выше любых стеклянных потолков.
Наша героиня родилась в 1532 году в городе Кремона, в Ломбардии, которая в то время принадлежала испанской короне. Её отцом был Амилькар Ангиссола, представитель высшей аристократии, отличавшийся большой любовью к истории и особенно к античности. Отпечаток этой любви мы видим и в имени Софонисба — Амилькар подарил своему первенцу имя карфагенской аристократки, которая отличалась не только знатностью, но и удивительной красотой. Мать Софонисбы, родив в браке ещё пятерых девочек и одного мальчика, покинет мир живых, оставшись в памяти Софонисбы призрачным образом — она ещё нарисует его. Но потом. Когда научится как следует.
Как за любым успешным мужчиной стоит женщина, так и за успешной женщиной мы можем увидеть фигуру мужчины. В случае Софонисбы это был её отец. Он сделал для дочери всё возможное, пойдя наперекор порядкам, установленным в аристократическом обществе того времени. Для начала, он нанял ей учителя рисования — сейчас, в нашу эпоху, это звучит совершенно обыденно, но тогда об этом говорили. А Амилькар на этом и не планировал останавливаться.
Наблюдая за успехами любимой дочери, за тем, как она всё свободное время тратит на упражнения, наброски, портреты членов семьи и уже вот-вот перегонит своего учителя, Амилькар Ангиссола закрылся в своём кабинете и тоже взялся за перо. Он решил отправить лучшие из работ дочери самому Микеланджело и попросить у него наброски, по которым его дочь могла бы совершенствоваться. И великий мастер снизошел до ответа! Из этой переписки сохранилось только благодарственное письмо от Амилькара, в котором тот благодарит мэтра за внимание его дочери.
Софонисбе многое приходилось постигать самостоятельно. Не имея доступа в мастерские, в которых с малолетства могли обучаться юноши, работая с действующими мастерами бок о бок и рисуя с натуры, Софонисбе приходилось довольствоваться только собственным телом и отражением — анатомию художница изучала по себе. Её старательность, трудолюбивость, следование советам мэтра и раскрывшийся с помощью регулярных занятий талант позволили Софонисбе рисовать на уровне молодых мастеров — и это было мнение не только её отца. Одна из картин, «Мальчик, укушенный крабом», которую она создала по заданию Микеланджело, была подарена самому Медичи.
В 26 лет Софонисба покидает отчий дом и идёт за своей мечтой — отношения в семье и их высокое положение в обществе позволяли девушке не задумываться ни о выгодном замужестве, ни о доходах. Оказавшись в Милане она не робеет и не ожидает отцовской помощи — она сама для себя выступает в роли умелого агента. По примеру Амилькара она решила разослать примеры своих работ (не только классические портреты, но и миниатюры, рисунки на пластинах) по знатным домам, чтобы найти себе достойного заказчика. Таковой не заставил себя долго ждать: герцог Альба обратился к Софонисбе за портретом — и результат превзошёл все его ожидания. Герцог тут же рекомендует мастерицу самому королю, и это определило всю дальнейшую судьбу Софонисбы.
Уже в 27 лет дочь рода Ангиссола становится придворной художницей при Филиппе II. Из-за условностей и законов своего времени, тем не менее, официально именоваться придворной художницей она не могла, это место занимал Алонсо Санчес Коэльо, поэтому Софонисба считалась фрейлиной королевы. Но эта формальность не мешала ей творить, рисуя для короля, королевы и множества знатных вельмож, а также получать щедрую плату за свои труды и повсеместное признание. Её отец мог спать спокойно.
Семейная жизнь настигла Софонисбу только к сорока годам — и то по настоянию короля, который не только подобрал ей мужа, но и завалил чету новобрачных богатейшими подарками. Её мужем стал Фабрицио ди Монкада, сын вице-короля Сицилии, меценат, который, по слухам, был давно знаком с Софонисбой (если вы понимаете о чем я). Этот брак продлился недолго, всего шесть лет, но Софонисба уже вошла во вкус, поэтому надолго вдовой не осталась — в 1579 году она венчается с молодым капитаном корабля знатного рода, Орацио Ломеллини, с которым проживёт ещё 45 лет.
Остаток жизни Софонисба провела в своё удовольствие, продолжая рисовать автопортреты, портреты и даже религиозные сюжеты, которые ранее ей были недоступны. Она ни в чем никогда не нуждалась. Ухудшающееся зрение и ревматизм не мешали художнице творить каждый день до самой смерти — а она прожила 93 года, солидный возраст и для нашего времени, и просто невероятный для её эпохи.
За год до кончины Софонисбу посетил молодой придворный художник — Антонис ван Дейк. Он приходил к ней несколько раз: чтобы спросить совета и чтобы изобразить великую художницу своего времени. После он запишет в своем дневнике, что из одного разговора с Софонисбой он узнал больше, чем от всех прежних учителей вместе взятых.
«Моей супруге Софонисбе из рода Ангиссола, которая своей добропорядочностью, красотой и необычным природным даром принадлежит к самым знаменитым женщинам мира. Она могла изображать лица так, что еще при жизни никого не ценили больше. Прими в минуту моей глубочайшей скорби, любимая, последний мой дар почтения – слишком малый для такой женщины, как ты, но большой для смертного» — такую надпись оставил на могиле Орацио Ломеллини, который переживет супругу на 12 лет.
У Софонисбы Ангиссола не было детей, только её картины. Их можно найти в галереях по всему миру и даже в играх — например, в шестой Цивилизации Сида Мейера Софонисба она оставляет после себя три картины: изображение монаха – может быть, даже из монастыря, где она закончила свой путь вторая сестра; портрет короля, при котором прошли славные годы, и навсегда застывших за игрой в шахматы сестёр.
Автор - Яна Петрова