Представители тюркских народов могут сколько угодно сетовать по этому поводу, но для всего остального мира папаха является отличительным знаком российских военных. Правда, в качестве бальзама на рaнy, можно напомнить, что в мире полно таких вещей, которые изобретены одним народом, но стали известны из-за другого. Например, это можно сказать о гамбургере, который считается типично американской едой, тогда как по самому названию понятно, что его придумали в Гамбурге – германском городе.
Но сейчас мы поговорим не об историческом первенстве, а о том, как вообще появились папахи.
Шапки из овечьей шкуры знали многие народы Европы и Азии. Их они придумали самостоятельно, а ничуть не заимствовали у тюрок. Тем не менее, если говорить о папахе в том виде, в котором она нам знакома, можно сказать, что у нее отчетливый тюркский след.
А если точнее, огузский, поскольку она всегда ассоциировалась именно с этой ветвью тюркских народов. Зато у кипчаков (казахи, киргизы, ногайцы) и карлуков (узбеки) были собственные головные уборы. Правда, некоторые тюркские этносы иного происхождения тоже ее использовали.
Но, по всей видимости, это следует объяснить огузским влиянием. В качестве примера можно привести каракалпаков, а также уйгуров – но только до того момента, как последние попали под узбекское культурное влияние. Также, папахи носят хорезмийские узбеки – в советское время их признали частью этого народа, но говорят они на огузском языке.
Сложно сказать, когда появились первые папахи – Лев Гумилев, советский историк с подмоченной репутацией, полагал их теми самыми «высокими клобуками» парфян. В данном случае, рациональное зерно в этих словах есть: парфяне были частью восточных скифов, которые являлись известными овцеводами. Огузские племена раннего средневековья не только жили на том же самом месте, но и частично являются их потомками.
Так или иначе, сельджуки, часть огузов, принесли эти шапки в Западную Азию и на Кавказ. В Османской империи, как народный головной убор по причине сильного греческого и славянского влияния они были забыты. Но сохранились у последних кочевых турок – юрюков, а также в качестве униформы у офицеров турецкой армии.
Тогда как у азербайджанцев, чьи отдельные этнографические группы дольше оставались кочевниками, папахи использовались гораздо шире и оставили за собой статус национального головного убора. А через посредство этого народа они пришли на Кавказ, где сохранили свое тюркское название – папахи.
Для мужчин кавказских народов папаха является важной частью их личности. Но, несмотря на имеющийся стереотип, русские казаки заимствовали папахи далеко не у горцев, а сначала у ставропольских туркмен. Эти туркмены некогда жили в Средней Азии, но вместе с калмыками пришли на запад. Не случайно долгое время эта шапка у казаков называлась трухменкой.
В 1855-м году папаху вели в качестве составной части униформы казачьих частей, и такое положение сохранялось до революции. После 1917-го года они были отменены из-за того, что у сторонников советской власти ассоциировались с враждебным казачеством. Тем не менее, их носили и многие красные командиры, например, Василий Чапаев.
Когда в 1935-м году в Красной Армии воссоздали казачьи части, папахи тоже вернулись в строй. Но в 1941-м году они были зарезервированы за офицерами от полковника и старше, став, таким образом, символом их высокого звания. А затем эти головные уборы появились на флоте. В это время, как неотъемлемая принадлежность советских генералов, папахи стали известны на западе.
Что касается российской армии, то она, несмотря на традиции, не отличается последовательностью на этот счет. С 1994-го года папахи были отменены и заново введены несколько раз.