Найти в Дзене
Лев Абалкин

CCL. Вознесённого храма ступени.

Когда мы говорим "храм древнего Двуречья" то перед нами сразу встаёт облик соразмерного ступенчатого святилища, своею главою возвышающийся в небо. Но далеко не сразу образ такой появился на земле.

возможный облик храма всенебесного Ана (т.н. "Белый храм") в Уруке IV тыс.д.н.э.
возможный облик храма всенебесного Ана (т.н. "Белый храм") в Уруке IV тыс.д.н.э.

Первый известный нам именно храм явился во священном первограде шумеров #Эриду, на пологой возвышенности над местом сочетания бренной земли и солёного моря, жадно вбиравшего в себя воды речные. Там, с начала шестого тысячелетия до нашей эры стали людьми возводиться стены храмины простой, односложной в своих очертаниях, о которых лишь можно сказать, что спустя тысячелетие в них свершались богослужения и приношение жертв (каков же был смысл у них изначально — судить невозможно, т.к. следы от первых строений остались слишком скудны).
Скромные, утлые первые стены ветшали и на их месте новые возводились и не было свято место пустым никогда. Так, во временах переменчивых, снова, снова и снова высились стены храма святого, что становился всё больше и величавее с каждым очередным поновлением стен кирпичных, сырцовых.
Мир менялся: и земля, и небеса — ничто не остаётся прежним в днях и веках, и вот уже величественные божие храмы высятся и в иных городах Междуречия древнего. Не известно нам сколь-нибудь достоверно каким богиням или богам посвящались храмы IV-го тысячелетия д.н.э., но городские святилища высоко уже возносятся над другими домами, дворцами, строениями стоя на премногих останках предыдущих святилищ, что образуют собою курганы и насыпи очертаний весьма произвольных.
Соразмерность же оснований храмов святых стала всё больше сочетаться со строением самим только века с XXVII-го д.н.э.

и возложите на едино положение ладан чист
и возложите на едино положение ладан чист

Божественный храм — гордое сердце городов древнего мира и невозможно представить себе жизнь черноголовых без священнослужений премногих в круг замыкающих времени ход. И зачем нужны улицы если к храму они не ведут?

Ступенями стройными, соединяя землю саму и #небеса, высятся очертания подлунного храма города #Ур, где власть мерно изливается и струится по миру из рук пресветлых владык — вот вам образчик святилища, соразмерного со своими тремя основаниями. Так с XXI века д.н.э. миру является образ того храма, что веками несколькими позже назовут по-аккадски "#зиккурат" (возвышенный, вознесенный).

возможный первоначальный облик храма луноликого Нанны в Уре, XXI в.д.н.э.
возможный первоначальный облик храма луноликого Нанны в Уре, XXI в.д.н.э.

Храмы всегда возводились на месте священном и чистом, из великого множества простых сырцовых кирпичей и лишь снаружи облицовывались кирпичом обожженным. Храмы — место живого божествам поклонения и нет здесь места ни пустотам, ни мёртвым: сплошны, беспросветны под ними все толщи до самой земли.

на месте, на нeм же закалaют всесожжeние, да заколют овна иже о преступлeнии пред господем, и кровь да пролиют на стояла олтаря окрест
на месте, на нeм же закалaют всесожжeние, да заколют овна иже о преступлeнии пред господем, и кровь да пролиют на стояла олтаря окрест

И не было города с стране Междуречья, который не оберегал бы #бог_покровитель его . И во множестве строились и поновлялись храмы, но далеко не каждый из них зиккуратом являлся, что в позднее время и в Вавилоне, и в Ассирии, и в Эламе возвышались, порой, стоя и на пяти широкоступенчатых основаниях.

Веками многими высились соборные храмы Междуречья древнего, вдаль свысока обозревая равнины плоские: так и ближе до неба, и подальше от половодий, и издали видно обиталище господствующего над местом своим



#cka3ka cka3ok #древнее междуречье #древний восток